Я — изысканность русской медлительной речи

Разделы: Литература


Одна из объемных и любимых детьми тем в школьном курсе литературы – поэзия Серебряного века. Думаю, каждый учитель, работающий в старших классах, замечает, какими светлыми чувствами наполняются эти уроки. Великое множество книг, статей, разработанных методических пособий помогут начинающему учителю подготовить материал для своего урока и затем расширить и обогатить его. Может быть, то, что предлагаю я, тоже придется кому-нибудь “впору”.

“Я – изысканность русской медлительной речи…”
(урок обобщения изученного по теме “Серебряный век русской поэзии”)

При проведении урока используется проецирование слайдов через мультимедиапроектор.

Слайд №1 открывает урок.

Слайд №1

Учитель:

“Я – изысканность русской медлительной речи.
Предо мною другие поэты – предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны”, -

сказал в начале прошлого века символист Бальмонт о себе, но эти слова характеризуют не только его творчество, а целый период в развитии русской поэзии – СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК.

(Демонстрируется слайд №2. Ученикам предлагается записать тему урока, сообщается его цель – обобщение и систематизация изученного материала. Ставится задача – оформлять модули, проецируемые на экран, как связные высказывания с учетом заданий, которые будут звучать в ходе урока.)

Слайд №2

Слайд № 3. “Серебряный век – это…”

Слайд №3

Учитель: Пестрота, многообразие форм, направлений, литературных школ, которые характеризовали литературу этого времени, стали причиной таких же разнообразных, порой взаимоисключающих оценок. Как только не называли этот период: музыкой толстых, русским Ренессансом, литературной цивилизацией, расцветом модернизма… Опираясь на содержание слайда, запишите высказывание о многообразии критических оценок Серебряного века, располагая их в любом логическом порядке. Оценку, которая кажется вам более справедливой, поставьте на последнее место и аргументируйте свой выбор.

Слайд №4. “Золото” и “серебро” русской поэзии”.

Слайд №4

Учитель: Когда мы говорим о “серебряном веке”, то в памяти возникает другое понятие – “золотой век” - и его олицетворение – Пушкин. Пушкина называют “солнцем русской поэзии”, а солнце, как известно, золотого цвета. Какие еще ассоциации возникают у вас в связи со словом “золото”? А со словом “серебро”? (Скорее всего, примеры, которые назовут дети, составят антонимичные пары: солнце – луна, радость – грусть, роскошь – сдержанность и т.п. и совпадут с теми словами, которые высветит слайд. А если будет названо что-то неожиданное и оригинальное, появится повод отметить нестандартность мышления ребенка.) Составьте высказывание, сравнив черты двух поэтических веков, и добавьте к имеющимся еще одну – свою – ассоциацию. Дополните высказывание размышлением о том, противостоят ли друг другу эти периоды или они кажутся вам этапами единого процесса развития литературы.

Слайд № 5. “Связь Серебряного века с предшествующей литературой”.

Слайд №5

Учитель: Думаю, что для вас очевидна связь Серебряного века с предшествующей мировой и русской литературой. Прежде всего, поэтам 20 века был родствен Пушкин с его “всемирной отзывчивостью”, но близки им были и другие классики: Тютчев, Фет, Чехов, Достоевский, Некрасов. Соотнесите названные фамилии с отличительными чертами творчества каждого из них. Какие из этих черт вы можете отнести к нескольким литераторам? Добавьте то, что вы считаете важным для характеристики творчества писателя в плане связи его метода с эпохой, о которой идет речь.

Слайд №6. “Вклад Серебряного века в русскую литературу”.

Слайд №6

Учитель: Русский модернизм связывают обычно с творчеством символистов, акмеистов и футуристов. Вспомните, что ценного внесли представители этих течений в развитие поэтического искусства, соотнесите элементы левой части слайда с элементами правой части. Запишите это в виде высказывания, расширив его своими примерами.

Далее ученикам дается немного времени на корректировку своих записей и кому-нибудь из них предлагается прочитать написанное. Может быть, чтение вызовет вопросы или возражения у тех, кто подошел к какому-либо утверждению иначе – тогда урок примет форму дискуссии, что для старшеклассников весьма ценно, так как вопросы литературы в выпускном классе довольно сложны и требуют серьезного обсуждения. Завершая разговор, учитель скажет, что записи этого урока помогут написать сочинение. По сути дела, в тетради у каждого ученика остался план-конспект на тему “Серебряный век русской поэзии”.

После “сухой теории” детям целесообразно предложить еще раз вспомнить поэтов, которых называют индивидуальностями Серебряного века. На экране высвечиваются строки, фотографии, имена А.Блока, Н.Гумилева, В.Маяковского, А.Ахматовой, М.Цветаевой.

Учитель: По словам философа Н.Бердяева, в России до революции образовалось как бы две расы. Одна предчувствовала обновление жизни, предвосхищала его, а другая начала новую жизнь строить. Встретившись, эти две расы не узнали друг друга. Первой жертвой непонимания пал Гумилев; в тот же год в отсутствии “звуков” умер Блок; не выдержав одиночества, ушли из жизни Есенин, Маяковский, Цветаева; Ахматова говорила, что ее новые стихи не хотят печатать, а старые – перепечатывать. Но поэт всегда жив для своих читателей. Давайте послушаем те стихи, которые вы считаете наиболее близкими своему пониманию, ваши любимые стихи.

В сопровождении слайдов это чтение будет звучать проникновенно и выразительно, поверьте. Обязательно примите в нем участие сами.

Заключительный этап – проверка знания фактического материала и “ чутья языка”. У детей на столе лежат листы, на одной стороне которых – клоуз-тесты (отрывки из стихотворений с пропущенными словами), а на другой – таблица. Ее начинаем заполнять в первую очередь. В таблице 5 строк и 5 столбцов. Каждая строка имеет свое название:

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Слайд №13

1 – “И это все о них”;
2 – “Поэты о Пушкине”;
3 – “Поэты друг о друге”;
4 – “Крылатые фразы”;
5 – “Названия сборников”.

Учитель читает факты биографии, цитату, а ученики пишут в соответствующем окне фамилию поэта, к которому сказанное имеет отношение. 5 строка заполняется иначе: услышав фамилию, дети пишут в окне названия книг этого автора.

После заполнения таблицы на обратной стороне листа ученики дописывают пропущенные слова (эпитеты, сравнения), указывают автора и название произведения.

На эту работу не требуется много времени, но она даст возможность проявить себя самому внимательному и чуткому читателю.

В качестве заключения урока учитель выберет то, что ему ближе: музыку, песню на стихи кого-нибудь из поэтов, фонозапись, воспоминания современников; обязательным считаю лишь одно – совет читать стихи “при любой погоде”.

Материалы к уроку

Таблица

И это все о них          
Поэты о Пушкине          
Поэты друг о друге          
Крылатые фразы          
Названия сборников          

И это все о них

1. Писать стихи она начала в 6 лет, причем не только по-русски, но и по-немецки, и по-французски. В 16 лет совершила самостоятельную поездку в Париж, где в Сорбонне прослушала курс старофранцузской литературы. (Цветаева)

2. На экзамене в гимназии священник спросил его, что такое “око”. Он ответил: “Три фунта” (так было по-грузински). Из-за этого чуть не провалился, поэтому возненавидел сразу – все древнее, все церковное. (Маяковский)

3. Бессистемное образование, которое она получила, вполне соответствовало складу ее характера: кажется, она одинаково бурно увлекалась стихами, музыкой, танцами, живописью, верховой ездой. (Гиппиус).

4. Закончив учительскую школу, работал приказчиком в мясной лавке, подчитчиком в типографии Сытина, служил санитаром в военном эшелоне. После Февральской революции дезертировал из армии и вернулся на родину. (Есенин)

5. В его биографию вместились три судьбы – поэта, военного и путешественника. И в каждой из этих судеб он достиг своей вершины. (Гумилев) 

Поэты о Пушкине

  1. О Александр! Ты был повеса,
    Как я сегодня хулиган.
                                        (Есенин)
  2. Смуглый отрок бродил по аллеям,
    У озерных грустил берегов.
                                        (Ахматова)
  3. Пушкин! Тайную свободу пели мы вослед тебе.
    Дай нам руку в непогоду, помоги в немой борьбе.
                                                                            (Блок)
  4. Может, я один действительно жалею,
    Оттого что нету Вас в живых.
                                                     (Маяковский)
  5. Бич жандармов, Бог студентов,
    Желчь мужей, услада жен – Пушкин…
                                                      (Цветаева)

Поэты друг о друге:

  1. Имя твое – птица в руке,
    Имя твое – льдинка на языке,
    Одно-единственное движенье губ,
    Имя – твое – пять букв.
                                              (Цветаева о Блоке)
  2. Да это ведь из хора – балалаечник!
                                              (Маяковский о Есенине)
  3. Златоустой… - всея Руси
                                              (Цветаева об Ахматовой)
  4. У него глаза такие,
    Что запомнить каждый должен…
                                              (Ахматова о Блоке)
  5. Много храмов разрушил,
    А этот – ценней всего.
    Упокой, господи, душу усопшего врага своего.
                                              (Цветаева о Маяковском)

Крылатые фразы

  1. Моя милиция меня бережет.
    Здесь будет город-сад.
    Твори, выдумывай, пробуй!
    (Маяковский)
  2. Лицом к лицу лица не увидать.
    Большое видится на расстоянье.
    (Есенин)
  3. И вечный бой! Покой нам только снится.
    Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
    (Блок)
  4. Любовь покоряет обманно…
    Быть поэтом женщине – нелепость.
    (Ахматова )
  5. Закон звезды и формула цветка.
    Голод голодных и сытость сытых!
    Мне нравится, что вы больны не мной…
    (Цветаева)

Названия сборников

Блок (“Город”, “Страшный мир”, “Родина”)
Гумилев (“Путь конквистадоров”, “Колчан”, “Костер”, “Шатер”)
Ахматова (“Четки”, “Вечер”, “Подорожник”, “ANNO DOMINI”)
Есенин (“Радуница”, “Исповедь хулигана”, “Москва кабацкая”, “Ключи Марии”)
Маяковский (“Я!”, “Война и мир”, “Простое как мычание”).

Клоуз – тест

  1. Вдали он подобен … (ЦВЕТНЫМ) парусам корабля
    И бег его плавен, как …(РАДОСТНЫЙ) птичий полет,
    Я знаю, что много …(ЧУДЕСНОГО) видит земля,
    Когда на закате он прячется в …(МРАМОРНЫЙ) грот.
    (Гумилев)
  2. На …(ЗАКАТ) ты розовый похожа
    И, как …(СНЕГ) , лучиста и светла.
    (Есенин)
  3. Сонм видений и идей
    Полон до крышки.
    Тут бы и у медведей

…..(ВЫРОСЛИ БЫ КРЫЛЫШКИ). (МАЯКОВСКИЙ)

Звенела музыка в саду
Таким…(НЕВЫРАЗИМЫМ) горем.

…(СВЕЖО) и …(ОСТРО) пахли морем
На блюде …(УСТРИЦЫ ВО ЛЬДУ). (АХМАТОВА)

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:

И …(ЗЕЛЕНЬ) глаз моих, и …(НЕЖНЫЙ) голос,
И …(ЗОЛОТО) волос. (ЦВЕТАЕВА)

Помните?
Вы говорили:

“Джек …(ЛОНДОН),  деньги, любовь, страсть”, — а я одно видел: вы — …(ДЖИОКОНДА), которую … …(НАДО УКРАСТЬ)! (МАЯКОВСКИЙ)

И веют …(ДРЕВНИМИ) поверьями
Ее …(УПРУГИЕ) шелка,

И шляпа с …(ТРАУРНЫМИ) перьями,
И в кольцах …(УЗКАЯ) рука. (БЛОК)