Плоские формы геометрического образа (интегрированный урок)

Разделы: Информатика, Технология


Время проведения: 1ч. 20мин.

Класс: 9

Цели.

Расширить сведения о геометрических формах и формообразовании.

Развивать чертежные навыки учащихся в пределах достаточно свободного владения чертежными инструментами для быстрого и качественного выполнения чертежей, соблюдая точность и аккуратность при выполнении графических задач, развивать навыки и умения работы в системе автоматизированного проектирования AutoCAD, творческий потенциал, образное и пространственное мышление.

Задачи.

Проверить знания по теоретической части изучаемых предметов. Развивать умение безошибочно определять форму предмета. Развивать познавательный интерес к интегрированному курсу “Графика – этапы проектирования”, творческий потенциал. Воспитывать деликатность и вежливость в отношениях между членами группы, бережное отношение к школьному имуществу и раздаточному, дидактическому материалу.. Развивать двигательную сноровку и сенсорную сферу.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Материалы и оборудование урока: рисунки-плакаты, стенд, чертежные инструменты и принадлежности, доска, ПК, программа AutoCAD, дискеты, карточки-задания (цветные листы), модели геометрических тел, цветная бумага для поделок, ножницы, клей, магнитофон, песочные часы.

План урока:

Организационный момент.

Повторение.

Актуализация знаний (работа в группах).

Практическая работа (индивидуальная работа).

Подведение итогов.

Ход урока:

Организационный момент.

Готовность к уроку.

Этапы работы на уроке:

Тест.
Разминка.
Сведения о формах и формообразовании.
Решение занимательных и логических задач.
Практическое задание в AutoCAD.
Творческое задание.
Оценка результатов деятельности – группы и каждого участника в группе фиксируется на доске в форме “оценка – символ” и в электронном журнале экспертной группой (представитель от каждой команды).

Повторение.

Тест (конверты с карточками синего цвета). Для каждого учащегося в группе свой блок заданий. Для самопроверки и взаимопроверки после выполнения, необходимо соединить полученные ответы в единое целое (результат – ключевое слово) (“рис.1”). Ответы к тесту (“рис.2”).

Рис. 1

Рис. 2

Актуализация знаний.

Разминка (групповая работа). Карточки – задания.

Сложить из трех предложенных трапеций треугольник (выполняется в MSOffice Word).

Рис. 3
(“рис.3”).

Даны четыре прямоугольника. Расположить их так, чтобы они образовали правильный квадрат (выполняется в MSOffice Word).

Рис. 4
(“рис.4”).

Информация о формах и формообразовании.

Все мы живем в мире форм. Наша планета Земля имеет форму шара (немного сжатого). Тело каждого из нас, наши руки, ноги, голова, корпус – это тоже формы, живые, постоянно меняющиеся и движущиеся. Наша одежда, мебель, дома, деревья, цветы, дороги, машины, инструменты и многое другое, т.е. каждый предмет имеет только ему присущую форму.

Формы могут быть строго геометричны – например, кристаллы горного хрусталя, часы, мебель и т.д. (настенные часы, стулья в кабинете)

Формы бывают и мягко неопределенные, “скульптурные” - изделия из керамики, пластмассы и т.п.(ваза из керамики)

Под формой предмета понимают его пространственное строение, организацию геометрических и материальных отношений всех его элементов и частей: точек, линий, поверхностей – в том числе углов, граней, объемов, имеющих определенные величины (модели геометрических тел).

Форма отражает назначение предмета, целесообразность его существования, его функционализм. Для примера можно сравнить формы гоночной машины и тяжелого самосвала.

О формах говорят, что они красивы, гармоничны, целостны или безобразны, воздушно легки или тяжелы, пропорциональны (ладно сложены) или наоборот. На предыдущем занятии вы выступали в роли экспертов и оценивали по пятибалльной шкале предметы представленные на рисунке именно по эти критериям.

Формы изучают в курсах композиции, дизайна, художественного конструирования, моделирования.

В современном моделировании одежды активно используется формообразование. Развитие форм одежды обусловлено прежде всего связью с природными и социально-экономическими условиями эпохи, эстетическими и моральными требованиями общественной жизни и преобладающим стилем в искусстве. Мода это кратковременное господство определенных форм, связанное с постоянной потребностью человека в разнообразии, в смене и новизне окружающей действительности.

Чтобы конструировать формы различных предметов, стараясь, по возможности, следовать законам красоты и чувства прекрасного необходимо рассмотреть свойство симметрии. Получить симметричную фигуру очень легко: сделав кляксу на листе бумаги, а затем перегнув лист и слегка прижав обе половинки.

Среди предметов, которые нас окружают, многие имеют свойство симметрии.

Чтобы удостовериться в этом, выполним следующее задание:

Задания занимательного характера (работа в группах) карточки желтого цвета.

Музыкальные инструменты. Определить симметричные и ассиметричные формы и написать названия (“рис.5”).

Рис. 5

Силуэты одежды. Назвать геометрические формы. (музыка) (“рис.6”).

Рис. 6

Экспертная группа: подведение итогов “Разминки”.

Практическая работа (индивидуальная работа).

Получить симметричную фигуру можно и с помощью геометрических построений

(карточки розового цвета) (музыка) (“рис.7”).

Рис. 7

Необходимо указать номер изображения детали, соответствующего ее описанию.

Выполнить это изображение в AutoCAD, на формате А4, с учетом компоновки чертежа, без соблюдения масштаба.

Сохранить полученный результат на дискете и в ПК.

Экспертная группа: подведение итогов занимательных заданий, теста

Логические задачи (работа в группах) карточки темно-желтого цвета. (музыка) (“рис.8”).

Рис. 8

Экспертная группа: подведение итогов практических заданий всех групп.

Ежедневно мы все выступаем в роли пешеходов. Дорога, улица – это особый транспортный мир, созданный человеком в процессе его развития. Дорожно-транспортная безопасность человека, как пассажира и пешехода, обеспечивается надлежащим уровнем профессиональной подготовки водителей, а также неукоснительное выполнение пассажирами, пешеходами правил дорожного движения. Вам хорошо известно из уроков по ПДД, в каком месте необходимо переходить дорогу и какой знак поможет вам избежать дорожно-транспортное происшествие. Основная цель правил дорожных движений – повысить пропускную способность улиц и дорог и обеспечить безопасность для всех участников движения. Все знаки дорожного движения имеют геометрическую форму.

Творческое задание (индивидуальная работа) (музыка) (“рис.9”).

Рис. 9

Используя любую геометрическую форму, придумайте, изобразите и дайте название своему дорожному знаку.

Подведение итогов.

Эксперты подводят результаты деятельности каждого члена команды и общий итог каждой команды. Награждение лучшей команды.