Урок-диалог по рассказу П.Проскурина "Азъ воздам, Господи"

Разделы: Литература


Цели:

показать старшеклассникам воплощение нравственных проблем рассказа;
развитие логического мышления;
умение конкретно вести дискуссию.

Эпиграф к уроку :

Истинное мужество в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду.

С. Довлатов.

Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день …

М.Булгаков. “Мастер и Маргарита”.

Ход урока.

Этот урок входит в систему занятий с десятиклассниками. Начали с эссе В. Гроссмана “Сикстинская Мадонна”. Именно тогда ребята выделили ключевую фразу в этом эссе :

“Не дать погибнуть человеческому в человеке”, тогда же обратили внимание на предложение : “Пришло волчье время: в это время люди живут волчьей жизнью, а волки живут жизнью людей”. Так логично перешли к роману Г.Айтматова “Плаха”, затем “Тавро Кассандры”. И вот сегодня небольшой рассказ П. Проскурина “Азъ воздам, Господи”.

Урок начинаю с вопроса : Ваше впечатление от прочитанного ?

Ответы ребят не удивляют : бессилие от того, что зло торжествует, а кто-то, наоборот, в убийстве Тулубьева увидел несостоятельность вершителей сегодняшней жизни. Кто-то возмущён, а кто-то удивлён : неужели так бывает?

А какие проблемы поднял Пётр Лукич в рассказе ?

Нравственный выбор человека, семья, духовность, творчество, добро и зло.

В какие годы происходит действие рассказа ?

Определяют однозначно : начало 90-х. Зачитывают строки : “… зазвучали совершенно другие гимны, опрокидывающие и оскверняющие всё прошлое отцов и дедов, … хищно возносились стоэтажные банковские чудовища, символизирующие безоговорочную власть капитала, вседозволенность сильного и всепокорность слабого”, начало строительства храма Христа Спасителя.

Родион Афанасьевич Тулубьев, известный писатель, как живётся ему в это время ?

Называют приметы времени : центр Москвы уже давно заселили миллионеры, президенты различных компаний, банков. И только он, старый чудак, держался за свою квартиру, где уже давно всё было распродано, включая богатейшую библиотеку, выставляя за порог юрких квартирных маклеров и сводников.

Зачем к Тулубьеву приходит мальчик?

Ребята рассказывают о недописанной книге Тулубьева, о том, какое впечатление произвела на Серёжу пропажа Рыжика.

Что больше всего потрясло Тулубьева в первую встречу с Серёжей ?

Ребёнок неизлечимо болен. Но он глубоко несчастен, одинок, так как растёт в семье, где высшей ценностью являются деньги. На вопрос Тулубьева, знают ли его родители, где он, мальчик отвечает : “Да им всё равно, правда, правда”.

Старшеклассники рассуждают о роли семьи в жизни человека, упоминая, что дочь и зять Тулубьева живут чуждой писателю жизнью. И здесь Серёжа с Тулубьевым родственны.

Мальчику стало хуже.

Почему не к мужу, не к врачу, а к писателю прибегает обезумевшая мать Серёжи ? Сам собой возник вопрос : что могут деньги ?

Ребята, цитируя текст, размышляют, почему врач обращался к отцу Серёжи, господину Никитину с неосознанным вызовом.

Другой ученик обратил внимание на то, как писатель рассказывает о господине Никитине: деньги не зарабатывает, а делает.

Все единодушны в одном: исцелили мальчика не деньги Никитина, а высокая человечность Тулубьева, который ночами пишет продолжение повести о Рыжике, а днем читает умирающему Сереже.

Произошло чудо … “… Он почувствовал робкое прикосновение тонких сухих пальцев мальчика к своей руке. Серёжа лежал с широко открытыми глазами, и в них светилось столько выстраданной тихой нежности, что Тулубьев сердито вытер повлажневшие глаза и услышал, как ручонки Серёжи слабо обняли его шею”. Мальчик пошёл на поправку. Почему через несколько лет после выздоровления Серёжи Никитин предлагает Тулубьеву уехать ?

Он видит, что ребёнку ближе, понятнее мир Тулубьева, Серёжа не принимает бездуховный, денежный мир своего отца.

Финальная сцена рассказа потрясает: “Тулубьев облокотился о решётку балкона – и в тот же миг тяжёлая пуля, вылетевшая из мрака, тупо ударила его в середину лба … Время вспыхнуло, рассыпалось и погасло …”

Что такое человеческое в человеке ?

Как не дать погибнуть человеческому в человеке ?

Обсуждая эти вопросы ребята задают свой вопрос : как сложится судьба Серёжи ?

А я, завершая наш урок, возвращаю их к эпиграфам нашего урока “Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день” и выражаю уверенность : каждый сидящий сегодня на уроке останется человеком в любом жизненном испытании.