Основы религиоведения в школе

Разделы: История и обществознание


I. Введение.

История: народов мира; одного народа; история моей семьи.

Религия: мировая; национальная; религия в моей семье.

История-религия-вера… Возможно ли разделить эти понятия в уме и сердце человека? От рождения человек воспитывается, взрослеет, формируется как личность в рамках традиций своей семьи, основанных на ее истории, культуре, религии, вере (или безверии).

Все согласны, что изучение религии и веры (семьи, народа), определяющих во многом и историю, и культуру нашей страны, необходимо. Все согласны, что ребенку необходимо дать, хотя бы самые элементарные знания по вопросам религии; выработать у него нравственную и жизненную ориентацию; научить не путать добро со злом, истину с ложью. Но какая буря поднимается вокруг, когда предлагается какая-либо конкретная методика религиозного образования в школе.

Вопросы, диспуты, споры, в которых достижение удовлетворяющего всех решения маловероятно и даже невозможно по одной, но все объясняющей причине: потому что каждый из нас отстаивает ту традицию, в рамках которой сформировалось его личное мировозрение.

II. Актуальность вопроса.

На протяжении многих десятилетий в нашей стране религия казалась большинству населения уродливым наследием прошлого.

Крылатая фраза: “Религия – опиум для народа” - это пожалуй единственное, что знали о религии несколько поколений людей, рожденных и выросших в Советском Союзе.

А потом развал страны, “перестройка”, разрушение коммунистической идеологии и как следствие этого – возникновение идеологического вакуума, который молниеносно начали заполнять различные религиозные учения.

“Взрыв” религиозности среди взрослого населения и молодежи многие идеологи постперестроичного периода оценили как явление положительное и как возврат к духовности. Однако отрицательного здесь было так же не мало. Резко усилилась меконфессиональная борьба. Возрос интерес к магии и колдовству. Появилось множество шарлатанов, которые выдают себя за духовных целителей и экстрасенсов. Особенно опасным стала деятельность сатанинских и тоталитарных сект. И на этом фоне полнейшая дезориентация большинства, как взрослого населения, так молодежи и подростков, в мире религиозной жизни. И пока мы, взрослые и умные люди: политики и ученые; педагоги и богословы; священники и журналисты и многие другие спорим ,по какой дороге вести наших детей в мир духовности, они уходят туда без нас, сами. Но с кем и куда? Мир религии очень противоречив. Он полон экзотики и загадок. Он влечет своей таинственностью, пугает своей полярностью, самое возвышенное и самое низменное парадоксально соединены в нем. Там очень легко заблудиться, потеряться и даже пропасть. Именно поэтому изучение этого мира имеет большое воспитательное, познавательное и общественное значения.

III. Что и как изучать.

Закон РФ “Об образовании” (пункт 1 статья 5) гарантирует возможность получения образования не зависимо от отношения к религии и (пункт 4 статьи 14) устанавливает, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. Парадокс – “нельзя, но необходимо”. А может быть проблем здесь значительно меньше, чем кажется сначала?

Существуют два подхода к религиозному образованию: богословский и религиоведческий.

Первый - конфессиональный, основанный на системе изучения и защиты конкретного религиозного учения, и второй - научный, являющийся особым разделом гуманитарного знания, и включающий в себя историю, философию, феноменологию, социологию и психологию религии, и на основе рассмотрения истории каждой религии в хронологической последовательности выявляющий закономерности, идеи, пути возникновения и развития различных религиозных учений. Так какой путь выбрать? Ответ ясен.

Например, согласно информации в 108 выпуске газеты “Православные новости” с 1 сентября 2003 года в 10 школах Эстонии введен предмет “религиоведение”. Но даже, если предположить, что вопрос “Что преподавать?” решен, то вопрос “Как преподавать?” требует еще дополнительной проработки: язык имеющихся учебников по религиоведению сложен и будет мало понятен школьникам, а знание по религии необходимо давать детям жизненно, образно, чтобы оно проникало в сердца детей, было осмысленно и востребовано ими.

Здесь, как нигде, актуален тезис: “Ибо одно дело – знать, другое дело – преподать; одно дело – накопить самому, другое дело – сделать ученика способным к восприятию, усвоению знания”.

IV. Структура курса.

  1. Предмет религиоведение.
  2. Основные разделы религиоведения
    • философия религии
    • психология религии
    • социология религии
    • история религии
    • феноменология религии.
  3. Методы исследования религии.
  4. Функции религии.
  5. Религиозный опыт.
  6. Принципы классификации религии.
  7. Ранние формы верований и культа.
  8. Религии Древнего мира.
  9. Национальные религии.
  10. Мировые религии
    • буддизм
    • христианство
    • ислам.
  11. Современные нетрадиционные религии и культы.
  12. Диалог религиозных и не религиозных мировоззрений. Свобода совести.

Краткое описание курса.

В полном объеме курс рассчитан на 68 часов. По 34 часа в 10-ых и 11-ых классах. При возможности, можно увеличить, а при необходимости, сократить количество занятий. Однако не следует это делать механически, исключая то, что кажется менее важным из структуры курса.

Предпочтительнее оставить в качестве сквозной направляющей истории мировых религий “буддизм-христианство-ислам”.

Не допускается исключение из тем преподавания предмета его составляющих разделов: философии, социологии, феноменологии, психологии религии, а также основ религиозного опыта, т.к. это повлечет за собой приведение его к одному разделу религиоведения: истории религии.

V Пример урока.

Тема “Национальные религии”.

Тема урока: “Проблемы, возникающие при исследовании религий Древнего мира. Характерные особенности этих религий на примере религий Древнего Египта”.

Основные понятия, имена, названия: эзотерический; экзотерический; мистерии, оккультизм, неофит, изида.

Начиная рассмотрение национальных религий Древнего мира, мы прежде всего должны указать на то, что это преимущественно “мертвые” религии. Они исчезли тысячи лет тому назад под влиянием различных обстоятельств. Изучать их очень сложно, т.к., как правило уже давно не существует ни соответствующей культуры, ни языка, ни, даже, самого народа – носителя этой религии. Понять давно исчезнувшие религиозные системы помогают только исторические письменные памятники и археологические находки.

При изучении древних религий нужно также учитывать, что они существовали на протяжении тысячелетий и за это время неоднократно изменялись. Поэтому их исследователи имеют дело с обломками не одной, а нескольких, последовательно сменявших друг друга религий. Но и это еще не все. Разобраться в древних религиях мешает еще и то, что им было свойственно разделение на два уровня: эзотерический и экзотерический, а современная наука пока что не вполне владеет тайной древнего символизма. Т.о. при исследовании древних религий всегда будет оставаться элемент неопределенности.

Как сказано выше: характерной особенностью религий Древнего мира было объединение в рамках одного учения двух, отличных друг от друга доктрин эзотерической и экзотерической. В основе этих доктрин тайные знания, которые раскрывались во время мистерий. История сохранила более или менее полные знания о мистериях Египта (так же и Вавилона, Греции, Индии и многих других стран Древнего мира).

Эзотерический и экзотерический (внутренний и внешний) Первое: идея, предназначенная только для посвященных (специалистов), Второе: идея популярная, доступная всем

Мистерии – это тайные религиозные обряды, праздники посвящения или таинства.

Существовали мистерии “малые” и “великие”. Малые мистерии проходили публично и служили основой культа всех древних религий. Мистерии разыгрывались в величественных храмах. Это были как бы театрализованные представления, во время которых тайны природы олицетворялись жрецами, выполнявших роли разных богов и богинь, повторяя мифологические сюжеты их жизни.

Однако тайное значение этих спектаклей пояснялось только неофитам – кандидатам на посвящение.

В тайном учении посвященных органически объединялась наука, искусство, философия и религия. Поэтому без преувеличения можно сказать, что мистериальные братства были своеобразными корпорациями древних ученых, философов, жрецов и художников. Некоторые элементы мистерий сохранились и до нашего времени. Так, например, клятва Гиппократа – это клятва египетского посвященного.

Самыми торжественными и оккультными, по мнению многих авторов прошлого и современности, были египетские мистерии. Мистерии греков – это лишь аналог египетских мистерий. Кроме того, утверждается, что, не смотря на некоторые внешние отличия,глубинная сущность всех мистерий была одной и той же, а посвященные всех религий и народов были единой корпорацией, которая имела единый символический язык и, возможно, управлялась из одного тайного центра.

Тайное значение чрезвычайно строго сохранялось. Само слово “мистерии” произошло от греческого muo, “закрывать рот”. Не было большего преступления, чем раскрытие тайны посвящения непосвященному. Любого, кто сделал это, ждала смерть и конфискация имущества.

Хранителями мистерий и тайного знания были жреческие коллегии или мистериальные братства.

В древних религиях посвященные исповедовали единобожие, а народ почитал многих богов. Считалось, что до посвящения человек находиться под властью иллюзии, поэтому должен поклоняться многим богам. Посвященный познавал истинную реальность и отказывался от оказания почестей иллюзии, но поддерживал идею многобожия среди тех, кто не был готов познать высшие истины.

Среди других характерных особенностей религий прошлого – отсутствие религиозного противостояния. Вера в единого Высшего служила основой такого своеобразного “экуменизма”. Так греки всегда соотносили чужих богов с собственными и не видели между ними больших различий.

О незаурядных знаниях посвященных свидетельствуют достижения древних цивилизаций. До сих пор поражает архаическая архитектура, например, египетские пирамиды. Вызывают удивление чрезвычайно точные астрономические вычисления. Мастерству древних ювелиров, парфюмеров, оружейников, строителей, скульпторов, художников можно только позавидовать.

Поэтому нет ничего странного в том, что культуры Древнего Египта, а также Вавилона и Ирана оказали большое влияние на культуру Древней Греции, которая стала фундаментом современной европейской культуры.

Описание испытаний неофита перед во время мистерий Изиды.

Для примера приведем описание испытаний во время мистерий Изиды. В сопровождении проводника кандидат должен был спуститься в колодец под пирамидой. На дне он видел перед собой две железные двери, одна была закрыта, другая легко открывалась. Она вела в галерею-лабиринт. Когда испытуемый делал шаг вперед, дверь сразу же закрывалась со страшным грохотом. Перед его глазами появлялась надпись:

“Кто пройдет по этому пути и ни разу не посмотрит назад, тот будет очищен огнем, водой и воздухом и, победив страх смерти, выйдет их недр земли на дневной свет, готовый принять тайны Изиды”.

Проходя дальше, неофит находил новую железную дверь, которую охраняло трое вооруженных людей, у которых на блестящих шлемах были изображены символические животные. Здесь ему в последний раз предлагалось отказаться от испытаний и вернуться назад. Если он решал идти дальше, то сперва проходил испытание огнем.

Испытуемый должен был пройти через зал, стены и пол которого пылали. Пол зала был покрыт раскаленными железными полосами, между которыми, оставались только неширокие промежутки, куда можно было встать.

Если кандидат преодолевал эту преграду, ему нужно было выдержать испытание водой. Широкий и темный канал, заполнений водой Нила, был на его пути. Поставив факел на голову, он бросался в воду и переплывал на другой берег, где его ждало главное испытание – воздухом.

Из воды неофит выходил на платформу, которая вела к двери из слоновой кости с двумя медными стенами по обе стороны; к каждой стене было прикрепленно огромное медное колесо. Напрасно старался кандидат открыть дверь, и, в конце концов, увидев два больших железных кольца, хватался за них. Вдруг платформа исчезала из под его ног. Холодный ветер задувал факел, два медных колеса начинали вращаться с угрожающей скоростью и оглушали своим грохотом, а неофит в это время висел, держась за кольца. Над бездной. Когда же он совсем выбивался из сил, платформа возвращалась на место, дверь из слоновой кости открывалась и неофит видел перед собою чудесный храм, ярко освещенный и заполненный жрецами.

После этого посвящаемого ждал длинный и суровый пост, во время которого он должен был все время молчать. Если он выдерживал и это испытание, то допускался к внутреннему тайному учению. Перед изображением Изиды, Осириса и Гора он давал обещание никогда никому не открывать тайн, которые познает. После этого неофита вели в самую тайную часть храма, где жрец учил его значению и использованию символов, которые там находились. Если же неофит успешно проходил весь этот путь до конца., то он публично объявлялся посвященным в мистерии Изиды – первую ступень египетских мистерий.

Великий французский египтолог Гастон Масперо в XVIII веке писал: “Каждый раз, когда я слышу о религии Египта, мне хочется спросить, о какой из египетских религий идет речь? Может о египетской религии четвертой династии, или о египетской религии эпохи Птолемеев? О религии народа, а может о религии ученых? О религии, которая преподавалась в школах, или же о той, которая жила в умах и миросозерцании жреческой касты? Если христианство на протяжении восемнадцать столетий своего краткого существования, создало, развило и трансформировало большинство своих догм, то сколько же раз египетские жрецы могли изменять свои догматы на протяжении пятидесяти столетий своего существования?”.

В процессе проведения занятий могут использоваться рисунки, фотографии, картины, религиозные символы, аудио и видеоматериалы.

VI. Заключение

Что же такое “религия” ? Дословно- это “связывать”, что прямо указывает на важную черту всех религий. Религии объединяют, связывают людей общностью верований и обрядов, а кроме того – общей целью жизни. Этой целью может быть и сама жизнь в буквальном понимании этого слова ,поскольку религии –это древнейшие из систем социальной защиты, направленные на защиту и воспитание детей до их повзросления. Важность этой функции не вызывает сомнений: естественный отбор и эволюция подразумевают, что человеческие сообщества выживают и успешно развиваются там, где процессы рождения и воспитания детей обеспечены и защищены наилучшим образом. В древности почитание богов и богинь имело очень важное значение: оно цементировало культуру, связывало воедино символы и предания ,утвердившиеся в данном обществе запреты, предписания и т.д. Слова “культура” и “культ” восходят к одному латинскому слову cuitus –почитание. Различные религии, с их системами верований и обрядов, были самыми древними из известных нам культурных установлений, призванных обеспечить зарождение и воспитание новых поколений.

VII. Литература

1 Яблоков И.Н. “ Религиоведение” Учебное пособие.- М.; Гардарики, 2002.
2.Костюкович П.И”Религиоведение” Учебное пособие.Минск. ООО “ Новое знание” 2001.
3. www.philosophy.ru
4. www.upelsinka.com
5. www.cdo.com