Русский язык

Сортировка: новинки, темы
  • Буквы "е"и "и"в приставках "пре-" и "при-" 2004

    Автор: Труфанова Надежда Петровна

    Урок - закрепление, проводится наглядно-действенным методом. Контроль за качеством усвоения знаний - через сигнальные карточки, объяснительное, выборочное письмо. Урок построен по принципу: от простого к сложному, с использованием современных образовательных технологий: · Технологии сотрудничества · "Здоровьесберегающие" технологии · Игровые технологии.

  • Урок русского языка в 6-м классе: "Способы словообразования. Конфиксация" 2004

    Автор: Белова Татьяна Алексеевна

    Изучая тему "Словообразование", учитель должен дать школьникам представление о видах основ в системе словопроизводства, о словообразовательном значении аффиксов, о продуктивных и непродуктивных словообразовательных элементах. Ученик должен усвоить разницу между словообразовательным, морфемным и этимологическим анализом слова. Предлагаемая разработка урока позволяет обогатить представление шестиклассников о структуре слова.

  • Подготовка к сочинению о слове (урок развития речи в 5-м классе) 2004

    Автор: Смольникова Ирина Аликовна

    Овладевая понятием текст, учащиеся 5-го класса, усваивают, что текст состоит из двух или нескольких предложений, формируется умение членить текст на части, соответствующие подтемам и микротемам высказывания, составлять план текста, устанавливать смысловые связи между абзацами, находить языковые средства связи фрагментов текста.

  • Разработка урока по развитию речи. Тема: «Сочинение по картине И.И. Шишкина "Зима"». 3-й класс (1–3) или 4-й класс (1–4) 2004

    Автор: Титова Галина Сергеевна

    Разработка урока для 3-4-х классов, цель которого обучить навыкам написания сочинения по картине

  • Работаем в условиях двуязычия 2004

    Автор: Гайнутдинова Людмила Николаевна

    1. В начале статьи "Работаем в условиях двуязычия" учитель знакомит со своей творческой лабораторией, которая помогает ей в работе. 2. Раскрывается методика работы по системе "Урок - внеклассная работа - кружок - выход ученика с самостоятельной работой".

  • Подготовка к олимпиаде по русскому языку для 3–4-го класса 2004

    Автор: Федотова Нина Александровна

    При разработке занятий по подготовке к олимпиадам по русскому языку подобран материал повышенной сложности. Данный материал расширяет знания детей по русскому языку в области фонетики и лексики. Дети учатся пользоваться словарями: синонимов, антонимов, толковым, орфографическим.

  • Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в старших классах 2004

    Автор: Охлопкова Марина Юрьевна

    В работе со словарными словами выделяется несколько этапов: 1 этап. Знакомство с трудными с точки зрения правописания словарными словами. Для этого слова группируются особым способом. 2 этап. Запоминание (домашнее задание).Заучивание слов группами. Составление связного текста с использованием словарных слов. 3 этап. Проверка усвоения : в виде словарного диктанта (проверяется написание и знание лексического значения слов), в виде тестов разных видов (проверяется как написание слов, так и знание их лексического значения) .


  • Урок русского языка в 8-м классе на тему: "Повторение обособленных согласованных определений" 2004

    Автор: Алёшина Рита Ивановна

    Предлагаемый урок русского языка в 8-м классе по теме "Повторение обособленных согласованных определений" с применением компьютерной презентации дает возможность повысить темп современного урока, увеличить объем упражнений за счет сокращения затрат времени на различного рода переписывания. Компьютер, как современное техническое средство, обладает уникальным средством для поддержания интереса к учебе.

  • Современный русский литературный язык. Лексика. Учебное пособие для учащихся 7-го класса средней школы 2004

    Автор: Емельянова Юлия Семеновна

    Лексика является одним из первых разделов науки о языке и как предмет изучения входит в курс “Современный русский литературный язык”. Настоящее пособие призвано помочь учащимся в его самостоятельном, творческом, поставленном по-новому изучении основ и конкретных вопросов лексикологии русского языка. Пособие составлено в соответствии с программой курса “Современный русский литературный язык” и представляет собой сборник краткого изложения, где лексика дана в виде таблиц, схем, идеограмм и практических заданий основных вопросов тематического материала образовательного курса для учащихся 7-х классов средней школы. К каждой теме прилагается библиография основной литературы. Чтобы выполнить задания и ответить на вопросы, учащимся необходимо ознакомиться с литературой, к данной теме, потом внимательно изучить таблицы, которые в сжатом виде передают основную сущность того или иного явления лексики, и записать ответ. Предлагаю Вам ознакомиться со 2-ым разделом учебного пособия “Современный русский литературный язык. Лексика. Учебное пособие для учащихся 7 класса средней школы” ( раздел II “Семасиология”, тема “Омонимия”), в котором изучается смысловая сторона различных единиц языка.

  • Повторительно-обобщающий урок по русскому языку в 7-м классе по теме: "Причастие" 2004

    Автор: Латышева Виолетта Витальевна

    Материал урока будет интересен учителям-словесникам, работающим как по традиционной программе, так и по программе В.В. Бабайцевой. Содержание представленного материала полностью соответствует программно-методическим требованиям по русскому языку, а также одной из основных педагогических целей - формирование устойчивого умения осознанно пользоваться полученной информацией, применять ее в повседневной практике. В сценарии урока практикующий учитель найдет интересный дидактический материал и методические приемы, способствующие лучшему усвоению таких важных аспектов темы, как правописание гласных и одной и двух букв Н в суффиксах причастий, правописание НЕ с причастиями, распознавание и при необходимости обособление на письме причастного оборота.

  • Сокровища русского музыкального искусства в пространстве школьного урока 2004

    Автор: Иванова Юлия Михайловна

    Сегодня основные цели обучения должны быть ориентированы на развитие личности ученика, на воспитание культурного человека. Стараюсь реализовать воспитательные возможности предметов “Русский язык” и “Литература”. В пространство этих уроков включаю знакомство с сокровищами русского изобразительного и музыкального искусства. Предлагаю разработку урока по русскому языку в 8-м классе, посвященному изучению обособленных членов предложения, с использованием музыки композитора Н.А. Римского-Корсакова.

  • "Он пел любовь…" (Любовная лирика А.С. Пушкина) 2004

    Автор: Замятина Светлана Михайловна

    Изучение любовной лирики А.С. Пушкина эффективно с прослушиванием романсов, написанных на стихи Пушкина. Интегрированный урок литературы и музыки способствует качественному усвоению нового материала, создает благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии и музыки.

  • Система лингводидактических упражнений игрового характера по разделу "Словообразование" как средство развития мышления учащихся (из опыта проведения спецсеминара) 2004

    Автор: Белкина Юлия Алексеевна

    Игра как средство обучения, как средство формирования каких-либо качеств ребёнка притягательна во многих отношениях. В игре своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов и при соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. Разработка и широкое внедрение систем лингводидактических упражнений игрового характера может оказаться серьёзным подспорьем учебному процессу.

  • Лингвистическое краеведение на уроках русского языка 2004

    Автор: Хайдарова Райса Мауткалиевна

    Лингвистическое краеведение является важным средством воспитания интереса и бережного отношения к языковой и речевой культуре родного края, позволяет повысить уровень владения русским языком. Такая форма углубленного изучения русского языка – эффективное средство привития учащимся стремления к «нравственной, духовной» оседлости.


  • Воспитание юных интеллектуалов через клубные формы работы 2004

    Автор: Григорьева Нурия Варисовна

    Привлечение учащихся начальной школы к поисковой , исследовательской деятельности рассматривается как один из перспективных путей развития интеллекта. Клубная форма организации познавательного процесса позволяет в наибольшей степени раскрыть таланты ученика, развить интеллектуальные способности младшего школьника. Предлагаемая методическая разработка заседаний клуба "Знатоки" для учащихся 3-4 классов посвящена теме "Великий, могучий русский язык".

  • Урок русского языка по теме "Непроизносимые согласные в корне слова" (3-й класс) 2004

    Автор: Задворнова Елена Анатольевна

    Представлен урок, проведенный в рамках городского семинара по теме "Современная деятельность учителя и воспитателя группы продленного дня в развитии творческих особенностей младших школьников".

  • Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь") 2004

    Автор: Жагрова Валентина Васильевна

    Интегрирование уроков русского языка и литературы открывает широкие возможности для комплексного повторения, для наблюдения за точностью словоупотребления и ролью синтаксических конструкций на примере высокохудожественных текстов, а также помогает решить важные задачи воспитательного характера. Повторение синтаксиса сложного предложения в конце года в 9 классе провожу на примере повести И.С.Тургенева "Первая любовь".

  • Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы 2004

    Автор: Толкачева Лидия Павловна

    Только родное слово нашего великого языка может заставить звучать различные струны души ребенка. Основным средством воспитательного воздействия на школьника было и остается слово - слово учителя, слово писателя. О литературном творчестве учащихся идет речь в этой статье.

  • Открытый урок по русскому языку по системе развивающего обучения Эльконина — Давыдова 2004

    Автор: Шинакова Татьяна Викторовна

    Разработка урока, цель которого знакомство с краткими прилагательными.

  • Урок развития речи "Подготовка к сочинению — описанию внешности и костюма по картине Ф.В. Сычкова "Учительница-мордовка" (7-й класс) 2004

    Автор: Кондратьева Юлия Николаевна

    Урок построен на основе "Культуровоспитывающих технологий по интересам детей". Данное направление позволяет осуществлять межпредметные связи, развивать и реализовать творческие способности учащихся, умение грамотно владеть словом.

  • Формирование ценностной ориентации "познание (истина)" у старшеклассников в условиях территории с градообразующим предприятием 2004

    Автор: Белова Елена Николаевна

    На территории с градообразующим предприятием, по данным наших исследований, ценностная ориентация (ЦО) "познание (истина)" не сформирована лишь у 7,8% старшеклассников. Организацию педагогической деятельности по формированию данной ЦО целесообразно осуществлять в трех направлениях: становление ценностных оснований жизни школы, реализация культурологического подхода в образовательном процессе, организация взаимодействия старшеклассников с социокультурными группами. Учебное исследование - форма, реализующая данные направления в комплексе.


  • Сочинение-описание произведений народного промысла 2004

    Автор: Ахмерова Светлана Николаевна

    1. Народные умельцы создали Хохлому, Палех, Городец, Гжель - образцы русского декоративно-прикладного искусства. 2. Мастера народного промысла в своих произведениях воспевают красоту мира. Наша задача - научиться видеть, понимать и ценить образцы народной культуры. 3. Описывая произведения народного промысла, мы развиваем свое мышление, речь, обогащаем словарный запас языка. Учимся передавать свое настроение.

  • Мастерская по русскому языку (конспект). Мастерская по литературе (конспект) 2004

    Автор: Пятилетова Светлана Александровна

    Данные материалы представляют собой разработки уроков русского языка и литературы в форме мастерской. Мастерская - новый способ организации деятельности учеников. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. У ребенка надо пробуждать не желание учиться, а понимание того, что учиться необходимо.

  • Система уроков по теме: "Лексика в 5-х классах спортивной направленности" 2004

    Автор: Соколенко Наталья Михайловна

    Основа изучения нового материала - технология деятельностного обучения, которая, во-первых, решает проблему мотивации, во-вторых, позволяет углубить изучение лексики, добавив художественные средства выразительности, в-третьих, учит писать сочинение, совершенствуя написанное ранее.

  • Лексика. Тематические группы слов, называющие реалии Кольского Севера. Море 2004

    Автор: Девяткова Татьяна Николаевна

    Использование на уроках русского языка краеведческого материала способствует формированию личности гражданина Отечества, правил и норм поведения человека в обществе, воспитанию любви к малой родине и бережного отношения к своему городу, его истории, традициям, культуре. На таких уроках у учащихся формируется потребность в пополнении знаний путём самообразовательной работы, развиваются творческие и исследовательские навыки.

  • 10 лет городской олимпиаде для младших школьников 2004

    Автор: Чапланова Ирина Николаевна

    В статье содержатся цели и задачи олимпиады, ее структура, этапы проведения. Указана значимость материалов олимпиады для совершенствования учебного процесса и организации работы с одаренными детьми. Описана структура вариантов заданий олимпиады. Приведены некоторые характерные задания из архива олимпиады. Выделены основные отличия данной олимпиады, связанные с развитием мышления и креативности детей.

  • Интегрированный урок русского и английского языков и литературы 2004

    Автор: Рябова Елена Александровна

    Творческий перевод учит детей соотносить слово и понятие, слово и образ, видеть слово или фразу в контексте, присматриваться к структуре своего и иноязычного предложения, учит выбору языковых средств в соответствии с функциональным стилем.

  • Преподавание литературы с точки зрения здоровьесберегающих образовательных технологий 2004

    Автор: Чеплевская Людмила Александровна

    Основная идея - достижение нового качества образования на уроках литературы за счет оптимизации учебной, психологической, физиологической нагрузки учащихся, создания условий для сохранения и укрепления здоровья, обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в преподавании литературы, использование принципов здоровьесберегающей педагогики.


  • Работа с непроверяемыми написаниями 2004

    Автор: Голикова Алла Александровна

    Работая с детьми над непроверяемыми написаньями, я пришла к выводу, что однообразие в этой работе ведет не только к утомляемости и плохой усвояемости этого раздела, но и к потере интереса к данному материалу. Поэтому в своей работе я использую не только серьезные задания, но и творческие задания. Главное их назначение - развитие языкового чутья, повышение грамотности.

  • Салон Анны Павловны Шерер 2004

    Автор: Чернышева Инна Сергеевна

    Материал представляет собой разработку первого урока по содержанию романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Он написан в соответствии с педагогической идеей гуманизации образования и основан на следующих принципах: научный материал на доступном уровне, нравственные проблемы, психологические эффекты, учет творческого потенциала класса, работа с художественной деталью, практическая направленность.