Литература
-
"Кружатся листья по полянам…" Анализ стихотворения И.А. Бунина "Листопад" 2006
Написать рецензию на исходный текст – дело нелегкое, даже для выпускника. Поэтому в средних классах для анализа я подбираю тексты как стихотворные, так и прозаические, небольшие по объему, но обязательно с какой-то изюминкой. Таковым является и стихотворение И.А.Бунина "Листопад". Особенностью данной миниатюры, на мой взгляд, является несоответствие названия текста его содержательной части. Поэтому, приступая к работе над стихотворением, обязательно подробно рассматриваем вопрос: почему И.А.Бунин именно так назвал свое произведение? При этом обращаем внимание на авторскую позицию и настроение. Обязательным компонентом анализа текста является работа над языковыми средствами. Ребята должны иметь четкое представление об изобразительных и выразительных средствах языка – это тропы и фигуры речи. В рассматриваемом тексте все это представлено. К данному материалу подключаем относительно новый для учащихся материал из раздела "Синтаксис".
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова) 2006
В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов в творчестве Н.А. Некрасова.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Времена года в музыке, живописи, поэзии" 2006
На уроке учащиеся познакомятся со стихами С.Есенина о временах года, услышат музыку великого русского композитора П.И. Чайковского, посвященную также временам года, увидят зиму и лето, осень и весну такими, какими их запечатлели знаменитые русские художники-пейзажисты Э.Грабарь, Б.Кустодиев, И.Левитан, А.Саврасов, А.Пластов. На уроке прослеживается взаимосвязь поэзии, музыки и живописи.
-
Небольшие самостоятельные и проверочные работы на уроках литературы в 11-м классе 2006
В центре внимания на уроке литературы должен быть текст – внимательное чтение того, что хотел донести до нас, читателей, автор. Думается, что определенную роль в приобщении учащихся именно к художественному произведению могут сыграть небольшие самостоятельные и проверочные работы, которые позволят выяснить знание текста и понимание прочитанного.
-
Урок литературы по программе А.Г. Кутузова по теме: "Тяжелое искусство художественного перевода". 6-й класс 2006
Рассмотрение учениками ошибок при переводе. Обучение учеников самостоятельно формулировать тему урока и называть главное правило перевода.
-
Система обучения учащихся на уроках литературы 2006
Воздействуя только на разум ребенка, нельзя научить его быть ответственным за себя, своих близких, за свой жизненный выбор, воспитать в них лучшие нравственные качества. Необходимо разрабатывать уроки литературы так, чтобы они смогли затронуть душу ученика, пробудить его чувства. Это возможно, когда системой для учителя становятся необычные уроки, побуждающие ученика к духовному росту.
-
Урок-презентация "…Есть в мире сердце, где живу я" 2006
Подобный урок-презентацию для учащихся 9–11-х классов целесообразно проводить в рамках Недели русского языка и литературы или в системе обобщающих уроков по творчеству А.С. Пушкина. Символично, что 10 февраля, в День Памяти поэта, в школе состоится творческий показ ребятами своего особенного отношения к наследию Пушкина, к любимейшим образцам его поэзии и прозы. Нетрадиционная форма урока позволит ученикам проявить себя в качестве вдумчивых читателей, литературоведов, чтецов, актеров, художников, экскурсоводов и т.д.
-
Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров" 2006
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых сложных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко, образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли. Я предлагаю курс по развитию письменной речи учащихся в 8–9-х классах.
-
Слово в поэзии В. Маяковского 2006
75 лет прошло со дня смерти Маяковского, а мы читаем его, спорим о его поэзии, литературоведы и критики все пытаются дойти до самого главного в его поэзии. Что же в нем главное? Почему он так вторгается и сейчас в наш день, в нашу сегодняшнюю противоречивую жизнь? Может, потому, что в поэзии Маяковского поразительно близко чувство кровной причастности ко времени, судьбам страны, личное восприятие мира, чувство личной ответственности за него?
-
Тема урока: "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева "Кусака". 7-й класс 2006
В ходе урока формируются навыки анализа художественного текста, понятие об авторской позиции и способах её выражения; развивается умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли. Знакомство с рассказом Леонида Андреева и его анализ, безусловно, содействуют нравственному воспитанию учащихся. Урок проводился с использованием презентации, выполненной в PowerPoint.
-
Литературная игра "Эта песня в сердце отзовется" (творческий зачет по лирике С.А. Есенина) 2006
В статье приведена методика литературной игры (творческий зачёт) "Эта песня в сердце отзовётся" (по лирике С.А.Есенина). Проводится в форме соревнований между группами ребят (2–4 человека).
-
Урок-путешествие по теме: "М.Ю. Лермонтов "Парус" 2006
Эмоциональность, подъём высоких чувств – одно из необходимых условий полноценного урока, на котором происходит постижение искусства. Стихи могут быть восприняты, прочувствованы, поняты только при наличии особой атмосферы: чуткости, взволнованности, благоговейности перед великим душевным трудом поэта. Как создать такую атмосферу? В этом поможет форма урока-путешествия. Он должен стать для ребят праздником, взлётом чувств. Вот и попробуем вместе с ними совершить такое путешествие, которое от событий и впечатлений жизни поведет к личности и через неё – к творчеству поэта.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Человек — высшая на земле ценность" 2006
Урок литературы в 11-м классе по теме "Человек – высшая на земле ценность" построен на работе учащихся с текстами и направлен на развитие умений проводить лингвистическое наблюдение над языковыми особенностями, аргументировано высказывать собственную точку зрения.
-
Использование компьютерной технологии на уроках литературы 2006
При проведении уроков литературы в старших классах возникает проблема, связанная с отсутствием иллюстративного материала. Воздействие на душу и сознание ученика дает ощутимый результат тогда, когда оно осуществляется не только через слух, но и зрительно. Обращение к компьютерной технологии помогло мне при изучении творчества С. Есенина приблизить образ поэта, повысить познавательный интерес учащихся, интегрировать знания из разных областей, воздействовать на чувства ребят, создать эмоциональное настроение.
-
Поэтика рассказа В.М. Шукшина "Беспалый" 2006
Урок для 11-го класса посвящен творчеству В.М. Шукшина на примере рассказа "Беспалый". На уроке проведен сравнительный анализ рассказа "Беспалый" с повестью Л.Н. Толстого "Отец Сергий".
-
Урок литературы в 5-м классе: Б.В. Шергин. Сказка "Рифмы" 2006
В ходе первого урока учитель, знакомя с личностью писателя Б. Шергина и его "Сказками о Шише", в игровой форме дает учащимся понятие о рифме и её роли в организации поэтической речи. В завершении второго урока пятиклассники, участвуя в игре "Допиши две строки", пытаются овладеть шуточным стихотворением, о котором рассказал Б. Шергин в сказке "Рифмы".
-
Две Катерины русской литературы 2006
Урок, построенный в форме практического занятия, дает хорошую возможность подробного и глубокого анализа литературного произведения. Аналитическая беседа сопоставительного характера на материале двух литературных произведений способствует формированию умения делать самостоятельные выводы, строить доказательные умозаключения. Инсценированный фрагмент монолога Катерины из пьесы Островского "Гроза", музыка Рахманинова, репродукции картин Глазунова служат хорошим украшением урока.
-
Урок литературы в 11-м классе. Устный журнал "Русь моя, светлая Родина" (по поэзии Н.И. Тряпкина) 2006
Разработка урока в форме устного журнала, урока приобщения к поэзии, которому предшествовала большая подготовительная работа, проведенная учащимися.
-
Внеклассные мероприятия по литературе 2006
Работа представляет проект проведения внеклассного мероприятия по литературе в 6-м классе и может быть использована как форма обобщающего урока по творчеству И.А. Крылова. Отдельные виды заданий учитель может предложить учащимся на этапе актуализации знаний.
-
Система уроков по творчеству А.С. Пушкина в 5-м классе с использованием информационных технологий 2006
На уроке используется компьютерная презентация, содержащая портреты и биографические материалы о детстве и лицейских годах А.С. Пушкина, иллюстрации и задания по "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях", фрагмент из мультфильма по данной сказке и фрагмент актерского исполнения сказки.
-
Панорама нетрадиционных способов представления словарных слов на уроках литературного чтения 2006
На уроке литературного чтения во 2-м классе, работающего по системе Л.В. Занкова, представлены варианты организации словарной работы, которые предусматривают активное и осознанное участие детей в представлении нового слова с высокой степенью их заинтересованности, мобилизации внимания, развития мышления. Урок построен с использованием ИТ. Дополнительный материал, содержащийся в рисунках, может служить основой для составления презентации по данной теме.
-
Урок по творчеству С.Есенина на тему: "Звериных стихов моих грусть…". 8-й класс 2006
Среди произведений, выражающих есенинскую концепцию природы и человека, одно из самых видных мест занимают стихотворные новеллы о животных. Цель урока - показать животный мир в стихах С.Есенина как часть живой природы, одушевлённой, разумной, развивать навыки анализа лирического произведения.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: Драма А.Н. Островского "Гроза" в русской критике 2006
Двухчасовое занятие по данной теме является логическим завершением изучения пьесы "Гроза": учащиеся погружаются в атмосферу сложной и противоречивой борьбы развернувшейся вокруг драмы А.Н. Островского, учатся сопоставлять противоположные мнения, для чего глубже осмысливают отдельные положения статей Н.А. Добролюбова "Луч света в тёмном царстве" и Д.И. Писарева "Мотивы русской драмы", а также некоторых современных критиков. Уроки способствуют формированию критического мышления старшеклассников.
-
Конспект уроков по литературе на тему: "Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества". 10-й класс 2006
Урок по форме представляет собой мультимедийную экскурсию по этапам биографии и творчества писателя. На наш взгляд, эта форма уроков по данной теме позволяет наглядно, подробно, достоверно показать гениальную личность Достоевского, истоки его творчества, познакомить с мировоззрением писателя.
-
Виртуальная гостиная "Входи, Эпоха!" 2006
Урок по "Повести о Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма с применением информационных технологий, а также технологии продуктивного успеха (ТПУ).
-
Игра "Что? Где? Когда? 2006
Игра составлена в соответствии с учебником чтения для 5-го класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель З.Ф. Малышева. Москва ,"Просвещение" , 2004 год. Итоговый урок чтения провела в форме игры "Что? Где? Когда?", цель – повторение и закрепление учебного материала, пройденного за год.
-
Кроссворд по творчеству Г.Х. Андресена (110 слов) 2006
Кроссворд был составлен учащимися 4 "В" класса муниципальной гимназии № 1 г. Стерлитамака под моим руководством к 200-летию со дня рождения писателя и занял первое место на городском конкурсе.
-
Тема урока: "Очерк жизни и творчества А.Н. Островского" 2006
Урок на тему "Очерк жизни и творчества А.Н.Островского" позволяет учащимся 10-го класса познакомиться с жизнью и творчеством А.Н.Островского. Через данную форму урока учитель формирует у учащихся умение ориентироваться в историко-литературном пространстве.
-
Литературно-музыкальная композиция на тему: "По следам сказок А.С.Пушкина" 2006
Сценарий литературно-музыкальной композиции, созданный по мотивам сказок А.Пушкина.
-
Обучение написанию сочинений различных жанров 2006
В предлагаемом материале представлены уроки развития речи по подготовке к написанию сочинений трех видов: рассказ по сюжетным картинкам (6-й класс); описание с элементами рассуждения (7-й класс); рассуждения проблемного характера (11-й класс).