Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Урок литературы в 5-м классе по теме: "Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино" (программа "Школа-2100") 2007

    Автор: Ефремова Любовь Романовна

    Одной из целей урока было формирование представления о том, как исторические события отражаются в искусстве. В ходе урока учащиеся сравнивали историческую справку с текстом стихотворения, определяли реальное и вымышленное в стихотворении, учились давать характеристику герою-рассказчику. Важно отметить воспитательный момент урока. Детям прививается гордость за свой народ, уважение к великому прошлому России.

  • Поэзия А.Фета на уроках литературы в 10-м классе. Обучение композиционному анализу поэтического текста 2007

    Автор: Ясинская Светлана Георгиевна

    В основе анализа поэтического текста лежат несколько параметров: ритм, композиция, художественные образы, языковые уровни, языковые средства выразительности, тема, идея. Наиболее продуктивен композиционный анализ текста. Что такое композиция? Языковая композиция - это сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте. На уроках литературы, посвященных анализу поэтического текста, я использую разнообразный дидактический и раздаточный материал: схема анализа поэтического текста, карточка-помощница, средства художественной изобразительности, "Вверх по лестнице смыслов", тексты стихотворений и т.п.

  • Интегрированный урок по литературе, алгебре и началам анализа: "Базаров против Базарова" 2007

    Авторы: Клюшкина Елена Ивановна, Куленина Галина Владимировна

    Нетрадиционный подход к анализу образа Базарова позволяет учащимся на практике применить знания, полученные на уроках математики и литературы, помогает глубже проникнуть в противоречивый мир героя и сложную композицию романа, осмыслить понятия симметрии и асимметрии, учит наблюдать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, видеть и воспринимать мир в его единстве и многообразии.

  • Урок-игра в 6-м классе по теме: "В поисках сысла…". Развитие выразительности устной речи 2007

    Автор: Несмашная Нина Генриховна

    Формируя навыки правильной, нормированной речи, педагог требует от детей соблюдения всех языковых норм – словоупотребления, произношения, ударения, обращает внимание на разного рода погрешности, с тем чтобы ребёнок в дальнейшем не допускал подобных ошибок. О роли нормативного изучения языка в школе А.М. Пешковский говорил: "Там, где дети усиленно учатся говорить, там взрослые не теряют бесконечного количества времени на отыскание в словесном потоке собеседника основной мысли..."

  • Урок-презентация по феерии А.С. Грина "Алые паруса" в 8-м классе по теме: "Романтическая история первой любви" 2007

    Автор: Алексеева Надежда Васильевна

    Данная работа рекомендована учителям-словесникам в качестве методической разработки урока. Открывать грани человеческого духа, постигать их, с тем чтобы приносить счастье людям, – в этом пафос всего творчества романтика Грина и феерии "Алые паруса". Автор помогает юным читателям взрослеть нравственно, готовит их к самостоятельной жизни. Он не гасит в сердце читателей огонек надежды, веры в людей, чудеса, в мечту, в любовь.

  • Система уроков по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007

    Автор: Коблова Юлия Александровна

    Цели занятия: познакомить учащихся с историей создания романа; рассмотреть роман как сложную многоуровневую систему; найти и прокомментировать соответствия между разными уровнями; выявить в тексте основные философские и нравственные темы; охарактеризовать мотивную структуру произведения; обнаружить интертекстуальные и общекультурные связи романа.

  • Интегрированный урок литературы и математики по теме: "А.А. Чацкий: победитель или побежденный?" 2007

    Авторы: Куленина Галина Владимировна, Мелёшина Вера Владимировна

    Бинарный урок литературы и математики объединяет две дисциплины. На уроке исследуется образ главного героя комедии – Чацкого не только привычными для урока литературы средствами, но и с помощью математических методов. Необычная форма заданий активизирует мыслительную деятельность, повышает познавательный интерес, развивает умение применять на практике знания, полученные на разных уроках, учит вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.


  • Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино". 6-й класс 2007

    Автор: Золоторевич Светлана Михайловна

    Урок посвящен Бородинскому сражению 1812 года и произведению М.Ю. Лермонтова, запечатлевшего эти события в своем стихотворении.

  • Урок-семинар по литературе в 11-м классе по теме: "Образ Родины в поэзии А.Блока и С.Есенина" 2007

    Автор: Кульдяева Людмила Владимировна

    Двухчасовой семинар проводится после знакомства с творчеством поэтов. Класс делится на группы, каждая из которых выполняет определенные задания. Доклады групп сопровождаются чтением стихотворений и их комментированием. Кроме группового, учащиеся получают одинаковые для всех задания: выучить наизусть по одному самостоятельно выбранному стихотворению А.Блока и С.Есенина на тему Родины; проанализировать их; сопоставить: что общего в изображении Родины поэтами, в чем различие.

  • Урок-экскурсия в 5-м классе на тему: "Фонетика – прекрасная страна" 2007

    Автор: Закурдаева Наталья Геннадьевна

    Фонетика нужна всем. Не случайно обучение в школе начинают именно со звуков и букв. Разные звуки окружают человека: пение птиц, шум дождя. Существуют и особые звуки, которые не с чем сравнить, - звуки речи. Они поют, спорят, но живут дружно. Объединяясь, они создают слова, за которыми закреплено лексическое значение. Мы отправимся на экскурсию, чтобы исследовать сказочную страну, имя которой – Фонетика.

  • Методическая разработка урока литературы по теме: "Рассказ И.С. Тургенева "Живые мощи". Акцентный анализ". 9-й класс 2007

    Автор: Дмитриева Светлана Васильевна

    Предлагаемый урок предназначен для учащихся 8–9-х классов (в зависимости от программы). В учебном материале задействованы и уже известные детям литературоведческие термины и понятия, и новые "оксюморон" и "ретроспекция", а также ряд понятий культурологического характера. Урок целесообразно проводить в режиме диалога читателя с текстом художественного произведения.

  • Программа спецкурса по теме: "ЛОТ № 1 "Золотое слово русской поэзии". 9-й класс 2007

    Автор: Маслова Наталья Ивановна

    Цель курса состоит в просветительской роли, в привитии школьникам чувства эстетического наслаждения от прекрасного слова русской поэзии, в формировании у них умений интерпретировать, глубоко осмысливать поэтический текст, видеть произведение как целостную картину в единстве формы и содержания. Курс рассчитан на 17 часов, делится на теоретическую и практическую части. Для достижения целей программы предусмотрены занятия по литературоведению, по изучению различных подходов (методик) к анализу поэтического текста в единстве формы и содержания, практикумы по анализу художественных текстов, самостоятельная творческая и исследовательская деятельность, создание собственных аналитических работ.

  • Тема урока: "Сценарий вечера, посвященного творчеству Ф.М. Достоевского" 2007

    Автор: Епифанова Тамара Моисеевна

    Сценарий вечера предназначен для учащихся 10–11-х классов и проводится на сцене актового зала. В ходе вечера используется не только классическая музыка, но и выступления хореографического коллектива школы (если он имеется). Прекрасной наглядностью является презентация к вечеру, которая не повторяет текст сценария, а дополняет. В презентации использованы рисунки учащихся к творчеству Достоевского. Эпизоды для инсценирования произведений Достоевского – по выбору учителя и учащихся.

  • Сценарий урока "Маленькие шедевры" Г.В. Свиридова (музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель") 2007

    Автор: Власова Вера Федоровна

    Гостиная посвящена предстоящей 195-й годовщине образования Царскосельского лицея – элитного учебного заведения. Именно здесь, "под сенью дружных муз...", в лицейских стенах, родилось братство одаренных молодых людей. И хотя эта гостиная – всего лишь плод фантазии, основанной на материалах воспоминаний лицеистов, строках из их писем, стихотворений и книг, посвященных лицейскому творчеству А.С. Пушкина и его друзей, но благодаря общему творческому труду мы совершаем увлекательное путешествие в золотой XIX век, в эпоху Пушкина. В гостиной звучат "музыкальные иллюстрации" Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина "Метель"; вальс Шопена; сонатина Моцарта; музыка Теппера де Фергюсона, хозяина гостиной, и музыка лицеиста Николая Корсакова.


  • Сценарий урока на тему: "Она ни в чем не виновата!" 2007

    Автор: Храпунова Галина Ивановна

    Более века минуло после смерти Натальи Николаевны, а интерес к ее личности не ослабевает. Какой же она была, эта первая красавица обеих столиц, – бездушной кокеткой, по вине которой произошла роковая дуэль, или глубокой, цельной личностью? Понять это, решить это для себя, задуматься о ее судьбе – задача данного занятия.

  • Урок чтения во 2-м классе на тему: «А.С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила"» 2007

    Автор: Сапронова Людмила Алексеевна

    Урок чтения во 2-м классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. Дети читают отрывки из сказок Пушкина и поэмы "Руслан и Людмила".

  • Сценарий гостиной: "Под сенью дружных муз…" 2007

    Автор: Ильинская Валентина Петровна

    Гостиная посвящена предстоящей 195-й годовщине образования Царскосельского лицея – элитного учебного заведения. Именно здесь, «под сенью дружных муз», в лицейских стенах, родилось братство одаренных молодых людей. И хотя эта гостиная – всего лишь плод фантазии, основанной на материалах воспоминаний лицеистов, строках из их писем, стихотворений и книг, посвященных лицейскому творчеству А.С. Пушкина и его друзей, но благодаря общему творческому труду мы совершаем увлекательное путешествие в золотой XIX век, в эпоху Пушкина.

  • Литературный ринг на тему: "Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу…" 9-й класс 2007

    Автор: Баютова Вера Александровна

    Литературный ринг по творчеству Пушкина. Участвуют две команды, которые соревнуются за звание "Лучший пушкинист".

  • Фольклорный праздник в 5-м классе 2007

    Автор: Коняева Виктория Юрьевна

    Внеклассное мероприятие "Фольклорный праздник" помогает учащимся проникнуться поэтичностью устного народного творчества, овладеть умением рассказывать небылицы, сказки, петь частушки. Устное народное творчество - неиссякаемый источник для нравственного, эстетического воспитания учащихся. Простой и доступный пятиклассникам материал, основанный на русском фольклоре, позволяет заинтересовать учащихся; инсценировки небылиц, возможность "выступать" привлекают ребят к дальнейшему изучению литературы в целом. В сценарии использован краеведческий материал. Мероприятие носит интегрированный характер: предварительно на уроках ИЗО разбирается русский национальный костюм, изучаются особенности народных промыслов, учитель музыки готовит оркестр народных инструментов, исполнение частушек и народной песни. "Фольклорный праздник" проводится после изучения раздела "Фольклор".

  • Урок-размышление по феерии А.Грина "Алые паруса" на тему: "Душа родилась крылатой" (опыт интегрированного урока) 2007

    Автор: Щукина Татьяна Анатольевна

    Интеграция – это процесс объединения разрозненных компонентов в единое целое, их взаимопроникновение, которое устанавливает не только внешние, но и внутренние, смыслообразующие связи наук, искусств, различных способов познания и творчества. Интегрированный подход обеспечивает выход за пределы узкопрофессионального обучения анализу художественного произведения, способствует освоению литературы как искусства в органическом единстве с другими его видами, как средства формирования широких взглядов на мир. Опора на принципы интеграции позволяет более глубоко проникнуть в замысел автора, создает условия для развития творческого воображения, развивает ассоциативно-образное мышление.

  • Обучение сочинениям разных жанров 2007

    Автор: Колосова Галина Анатольевна

    Писать сочинение – дело нелегкое и непростое, хотя увлекательное и интересное. Умение писать сочинения вырабатывается постепенно. Развитие речи учащихся в письменной форме – одна из важнейших задач обучения русскому языку. Эта работа приобщает к литературному творчеству в программе факультативного курса "Обучение сочинениям разных жанров".


  • Интеллектуальная игра для школьников по теме: "Литературное веретено" по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2007

    Автор: Комиссарова Анна Анатольевна

    Как привлечь внимание учащихся к чтению классической литературы? Как вызвать желание к саморазвитию, самообразованию, познанию вечных истин? Как заинтересовать ребят на своих уроках? Путей развития интереса много. Один из них - использование занимательности, игр и игровых моментов на уроках. Статья содержит сценарий интеллектуальной игры для учащихся 8-х классов "Литературное веретено" по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".

  • Нетрадиционные формы урока и их роль в развитии учащихся 2007

    Автор: Сурина Людмила Валентиновна

    На уроках приемлемы любые виды деятельности, если они вызывают живой интерес у ребят. Поэтому большое внимание я уделяю нетрадиционным формам урока. Организация викторины типа "Звездный час" и "Умники и умницы" на литературном материале способствует формированию у учащихся внимательного отношения к детали в художественном произведении. Кроме всего прочего, я получаю возможность в ненавязчивой форме выявить знание текста.

  • Анализ стихотворений О.Э. Мандельштама как опыт интерпретации поэтического текста 2007

    Автор: Комаровская Юлия Константиновна

    В изучении курса литературы XX века, пожалуй, основное место занимает знакомство с русской поэзией начала века. Это время сопоставимо с нашим, эпоха рубежа веков – период поисков в политике, экономике, культуре. Поэзия Серебряного века с ее поисками новых форм, образов, тем интересна современному читателю своим новаторством, нестандартностью, зачастую эпатажностью, что вполне совпадает с мироощущением молодых людей начала XXI века. Особый интерес вызывает творчество тех, чья судьба стала трагичной впоследствии. Почему их личность вызвала такое внимание со стороны властей? Чем могло быть опасно поэтическое слово? Как связаны образ и судьба? В этом контексте изучение творчества О.Э. Мандельштама, одной из самых трагических фигур в поэзии начала XX века, особенно актуально. Я предлагаю интерпретацию одного из классических стихотворений поэта, которая, думается, заинтересует читателей, желающих знакомиться с литературой полнее, читать между строк, понимать недосказанное, видеть то, что скрывается в глубине поэтического текста.

  • Урок на тему: "Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Что ты клонишь над водами…" 2007

    Автор: Михайлова Любовь Александровна

    Первый урок по творчеству Ф.И. Тютчева в 8-м классе по программе Кутузова. Цель урока – подробный анализ лирического произведения и, в результате совместной деятельности, систематизация знаний учащихся о лирическом произведении, обучение умению анализировать художественное произведение через знакомство с поэтическим взглядом Тютчева на природу, освоение навыков анализа пейзажной лирики.

  • Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля". 8-й класс 2007

    Автор: Тихонравова Ольга Гелиевна

    Представлен конспект урока-исследования по литературе в 8-м классе, который рассказывает о М.В. Ломоносове.

  • Два взгляда (категории войны и мира с точки зрения Л.Н. Толстого и современного читателя) 2007

    Автор: Шевченко Алена Михайловна

    Современная школа активно переходит на предпрофильное и профильное обучение. Перед учителями, работающими в профильных классах, в процессе обучения встают вопросы, связанные с тем, как учить и чему учить. На выходе из старшей школы мы должны видеть ученика, умеющего легко ориентироваться в современном мире, спокойно адаптирующегося к требованиям, предъявляемым действительностью. Как проверить такие умения? Как увидеть результаты предпрофильной и профильной подготовки?

  • Литературный вечер, посвященный 185-летию со дня рождения Некрасова: "Я лиру посвятил народу своему" 2007

    Автор: Михайлова Ольга Федоровна

    Вечер построен в виде литературно-музыкальной композиции, основанной на биографическом материале с использованием стихов поэта, фрагментов его воспоминаний и документов, связанных с ним. Мероприятие адресуется как учащимся среднего звена, так и старшеклассникам. Рассказ ведущих о жизни поэта сопровождается чтением стихов и демонстрацией слайдов с картин Г. Венецианова, по тематике созвучных поэзии Некрасова. Музыкальным фоном вечера служит музыка Г. Свиридова.


  • Урок литературы в 10-м классе по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" (урок-исследование) 2007

    Автор: Серебрякова Ольга Викторовна

    Урок - очередной этап в изучении творчества А.Н. Островского. Специфика урока – в том, чтобы заставить учащихся задуматься над социальными и духовными причинами трагедии творческой личности. Тип урока определён как урок-исследование причин трагедии судьбы Ларисы Огудаловой. Уроки такого типа дают возможность направить учащихся на мыслительный, аналитический процесс; способствуют актуализации восприятия произведения.

  • Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М. Цветаевой 2007

    Автор: Егорова Светлана Васильевна

    Литературно-музыкальная композиция может быть использована как на уроке литературы, так и во внеклассной работе по предмету. Данное мероприятие показывает сложность и трагичность пути поэтессы, глубину ее поэтической мысли и красоту художественных образов.