Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Интегрированное внеклассное мероприятие - музыкально-литературная историческая композиция, посвящённая 100-летию окончания войны России с Японией (1904–1905 гг.) 2007

    Автор: Бекаревич Елена Викторовна

    Музыкально-литературная историческая композиция, посвященная памяти героев русско-японской войны (1904–1905) была исполнена хором мальчиков в День защитника Отечества. Данный опыт будет интересен Суворовским, Нахимовским и кадетским училищам, школам в городах со славными морскими традициями, классам с преобладанием мальчиков в коллективе и всем тем, кто чтит и уважает наше героическое прошлое и воспитывает своих учеников в духе патриотизма.

  • Урок литературы в 7-м классе по теме: "Лирический герой поэзии Есенина" 2007

    Автор: Якунина Ольга Николаевна

    Центральной эстетической проблемой курса 7-го класса является “Герой – характер – образ”. Раздел, посвященный лирике, построен на сопоставлении эпического героя с лирическим, выяснении художественно-выразительных средств, которые используются для создания этого образа. Роль курса литературы в 7-м классе в общей структуре программы А.Г. Кутузова заключается в обучении эстетическому анализу, а основным структурным принципом является жанрово-родовой. С этой точки зрения образ автора приобретает первостепенное значение. Тема “Лирический герой поэзии С. Есенина” продолжает разговор о любви к родным местам, к родной природе, начатый на предыдущем уроке стихотворением Глинки. У ребят появляется возможность проверить свои знания о лирическом герое и умение определять его характерные черты. Живая, красочная поэзия Есенина – хороший материал для закрепления таких понятий, как "эпитет", "сравнение", "олицетворение" и "метафора".

  • Открытый урок литературы по теме: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Дума"» 2007

    Автор: Мануйлова Елена Владиленовна

    На данном уроке мы продолжаем формировать умение производить структурный анализ текста, определять его тип. Работа над текстом включает в себя развитие навыков анализа художественного текста, осмысление темы через речевой тренинг, выполнение заданий творческого характера, организацию индивидуальной и дифференцированной работы на уроке, предполагающей элементы дискуссии. Организуется процесс обсуждения, совместной деятельности по анализу текста, выявлению гражданской позиции каждого обучающегося.

  • Урок-КВН по книге Дж. Роулинг "Гарри Поттер и философский камень" 2007

    Автор: Лобаченко Ольга Эдуардовна

    Книги о Гарри Поттере – любимое чтение многих пятиклассников, и уроки по произведениям Дж. Роулинг воспринимаются ими с интересом. Задача учителя литературы – формировать внимательного читателя, показать, что ученики могут сами выбирать тексты для уроков, учить работать в группе. Форма урока КВН по первой книге о юном волшебнике даёт возможность и проверить знание текста, и оптимально выбрать материал для обсуждения, и организовать коллективную интересную работу. Задания – рассказ о себе от имени Гарри, узнавание героев и хозяев волшебных предметов, составление свидетельства об успехах – способствуют глубокому пониманию произведения.

  • Урок-конкурс по стихотворению И. Бунина "Крещенская дочь" 2007

    Автор: Лобаченко Ольга Эдуардовна

    Анализ стихотворения – сложный для учащихся вид работы. Обучать серьёзному исследованию стихотворения надо с мадших классов. Помогает путь "от формы к содержанию", который исправляет типичную ошибку сочинений по лирическому произведению – вначале объяснять содержательный план текста, а затем "прикладывать" к нему набор найденных изобразительных средств. Урок-конкурс проводится после изучения стихотворений И. Бунина и уроков по поззии других авторов, на которых отрабатываются план анализа лирического стихотворения и выразительные средства языка.

  • Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Экзамен" 2007

    Автор: Голушкова Татьяна Васильевна

    Данный материал – разработка урока внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу В.М. Шукшина "Экзамен". Занятие мотивирует учащихся, способствует более осознанному восприятию текста древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" в 9-м классе. На уроке не только развиваются навыки грамотно вести диалог, тактично дискутировать, чувствовать позицию автора и определять свою, но и становится возможным ощутить взаимосвязь истории, литературы и современной жизни; обогащается читательский и личный опыт учащихся, формируется гражданская позиция.

  • Педагогическая мастерская "Петербург Пушкина" (по поэме "Медный всадник" ) 2007

    Автор: Олюнина Валентина Саввична

    Урок организован по технологии педагогических мастерских и сочетает в себе мастерскую по построению знаний. Мастерская представляет комплекс заданий, выполняя которые, учащиеся 9-го класса подойдут к пониманию того, чем вызван интерес А.С. Пушкина к историческому прошлому России; позволит выявить позиции автора по отношению к Петербургу. На изучение темы по программе отводится 2 часа. Первый урок (педмастерская) посвящен Петербургу Пушкина (образу города), изображенному в поэме "Медный всадник"; второй – семинар "Два бунта" (жанр, композиция произведения, конфликт: власть, стихия, человек).


  • Интегрированный урок с использованием ИКТ в 11-м классе "Сталинградская битва: исторические факты и её художественное отображение" 2007

    Авторы: Лалетина Светлана Семеновна, Олюнина Валентина Саввична

    Интегрированный урок истории и литературы с использованием ИКТ в 11-м классе, изучающий историко-литературные аспекты Сталинградской битвы. Основной целью урока служит создание условий для воспитания чувства патриотизма и гордости за свою страну и её народ. Для этого необходимо было охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне, раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге, проанализировать ключевые эпизоды из художественных произведений, отображающих Сталинградскую битву.

  • "…Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями…" (урок по рассказу "Кусака" Л.Н. Андреева) 2007

    Автор: Шарафутдинова Рулия Абулкасимовна

    Шестиклассники впервые встречаются с произведениями Л.Н. Андреева. Важно, чтобы эта встреча не была последней, чтобы у них появилось желание самостоятельно читать его рассказы. Учащиеся, отвечая на вопросы, выполняя задания и размышляя о том, кто виноват в несчастной судьбе Кусаки, вырабатывают навыки анализа прозаического произведения. Затем делают вывод, что несчастье Кусаки случилось по вине равнодушных взрослых, что "все живое имеет одну и ту душу, все живое страдает одними и теми же страданиями", и поэтому все должны сочувствовать всякой живой твари, хрупкой и во всем от них зависимой.

  • Философия жизни (поэтическая мастерская "Сочиняем хокку") 2007

    Автор: Бородина Татьяна Евгеньевна

    Поэтическая мастерская – это урок творчества. Подобные занятия выстраиваются в рамках деятельностно-творческой парадигмы образования, в центре которой – знания и деятельность, погруженные в социокультурный контекст, в ситуацию диалога, взаимопонимания. Внимание направлено на ценностное содержание объектов окружающего предметного мира, их личностный смысл. Поиск смысла собственной жизни и бытия вообще является содержанием данного урока.

  • Открытый урок "Литературная полемика начала XIX века" 2007

    Автор: Дегтярёва Анна Олеговна

    Изучать литературу только на уровне "восприятия-интерпретации" нельзя, потому что такое изучение художественных произведений ведёт только к объяснению поступков героев, формированию собственного отношения к герою. Но для того чтобы понять, какое место занимает данное произведение в творчестве писателя, какую ценность оно представляет для русской или мировой культуры, как проявляется авторский стиль, манера повествования, надо владеть теоретико-литературными и историко-литературными знаниями, знаниями о языке художественных произведений – вот те знания, которые служат средством постижения учащимися литературы. Вот так родилась идея этого урока.

  • Познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности 2007

    Автор: Алехина Лена Николаевна

    Попав в современный мир, знаменитые братья Кирилл и Мефодий, создатели азбуки, проводят увлекательный экскурс в историю славянской письменности в игровой форме. Ребята могут узнать об эволюции письма, о создании первых книг и т.д., выполняя интересные задания.

  • Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Салон Зинаиды Волконской" 2007

    Автор: Перова Инесса Николаевна

    Внеклассное мероприятие "Салон Зинаиды Николаевны Волконской" проводится параллельно с изучением творчества А.С. Пушкина. Рекомендовано для учащихся 9-х классов. Развивает творческий потенциал учащихся, знакомит с окружением Пушкина, с адресатами его любовной лирики: Анной Олениной, Амалией Ризнич, А.П. Керн; даёт возможность окунуться в эпоху начала XIX века; стимулирует познавательную деятельность учеников, интегрирует знания учащихся по литературе, МХК.

  • Конспект урока внеклассного (семейного) чтения в 7-м классе «Путь длиною в 16 лет – цена прошлого. Нравственные уроки повести А. Алексина "Безумная Евдокия"» 2007

    Автор: Ященко Ирина Борисовна

    Предлагается урок семейного чтения «Путь длиною в 16 лет – цена прошлого. Нравственные уроки повести А. Алексина "Безумная Евдокия"» как способ развития интереса к чтению у учащихся и их родителей, речевой культуры, осуществление сотрудничества "ученик – родитель – педагог". На уроке ведется межгрупповой диалог по анализу проблем повести А. Алексина "Безумная Евдокия" (любви, дружбы, межличностных отношений в семье и школе) – путь духовно-нравственного, гражданского воспитания подростков.


  • Петербургские мотивы в творчестве Н.А. Некрасова 2007

    Автор: Спивак Софья Семеновна

    Тема города – одна из самых значимых в лирике Н.А. Некрасова. Попытаемся представить город таким, каким видел его великий поэт, а помогут совершить это путешествие его произведения. Проза Н.А.Некрасова – принципиально новое явление в русской литературе, попытка еще раз обратить внимание общества на кричащие противоречия капиталистического Петербурга ("Петербургские углы", "Повесть о бедном Климе", "Жизнь Александры Ивановны", "Петербургские улицы").

  • Урок-мастерская "Эссе (опыты)" для учащихся 10–11-х классов 2007

    Автор: Прохорова Татьяна Валерьевна

    Прекрасные возможности для раскрытия и развития творческих способностей учащихся открываются на уроках русского языка и литературы, спецкурсах, факультативах при подготовке учащихся старших классов к итоговой аттестации. Именно такие занятия позволяют широко использовать инновационные технологии, в том числе уроки-мастерские, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить свое "я".

  • Интегрированный урок МХК и литературы "Культура Серебряного века" 2007

    Авторы: Перельман Ирина Марковна, Пшоник Римма Рафисовна

    Интегрированный урок "Культура Серебряного века" рассчитан на 90 минут. Цель урока – познакомиться с культурой Серебряного века и представить ее в единстве многообразия видов искусства, тем, течений. Учащиеся заранее получают задания: готовят сообщения о творчестве поэтов, художников, композиторов, подбирают стихи на заданные темы. На уроке показывается литературная гостиная, в которой воссоздается атмосфера артистических кафе и кабаре начала XX века; представлены работы художников различных объединений и течений; используются видеоматериалы; звучат музыкальные фрагменты.

  • Воплощение в музыке национально-освободительной идеи: от царя Давида до наших дней 2007

    Автор: Клокова Елена Федоровна

    Интегрированный урок по мировой художественной культуре. Межпредметные связи: история, литература, русский язык, иностранные языки, этика, эстетика. Эпиграфом к уроку взяты слова Солера: "Лети же, мысль, на крыльях золотых..." Этим автором написано либретто оперы, принесшей славу Джузеппе Верди. Итальянский вариант названия оперы – "Набукко" – закрепился, возможно, потому, что полное имя героя, давшего ей название, неудобопроизносимо – Навуходоносор. В ней речь идёт о страданиях израильского народа в вавилонском плену. История эта пронизана тайной – это библейская история.

  • Литературная гостиная «Презентация книги О.Е. Щербаковой "Обо всем понемногу"» 2007

    Автор: Шушунова Лариса Степановна

    Литературная гостиная посвящается 75-летию города, которое будет отмечаться в июне 2007 года. На встречах в гостиной мы рассматриваем произведения дальневосточной литературы, знакомимся с вновь вышедшими книгами писателей и поэтов нашего города. Такая работа помогает прививать любовь к культуре родного края, побуждает к творчеству учащихся. Так среди участников гостиной есть ребята, которые пишут стихи, прозу. Отдельные ребята посещают заседания городской писательской организации.

  • Литературная гостиная «Л.Н. Толстой и его "Азбука"», с использованием компьютерной презентации 2007

    Автор: Соколова Ольга Владимировна

    Литературная гостиная «Лев Толстой и его "Азбука"» с использованием мультимедийной презентации для 4-го класса. Можно использовать как нетрадиционную форму проведения урока внеклассного чтения, литературного чтения во 2–4-м классах.

  • Революция и Гражданская война в творчестве писателей XX века. "Все вы у меня… одинаковые – в поле брани убиенные…" (по роману М. Булгакова "Белая гвардия") 2007

    Автор: Перепелицына Любовь Васильевна

    Предлагаемый урок является очередным из цикла "Революция и Гражданская война в творчестве писателей ХХ века". Каково видение этой темы Михаилом Булгаковым в романе "Белая гвардия"? В процессе урока учащимся предлагается выявить две стороны личности Булгакова-художника: Булгаков-повествователь (его видение истории) и Булгаков-лирик (его основной мотив в романе). Широко используются биографические факты из жизни самого писателя, сопоставление их с внутренней автобиографией, которая нашла свое воплощение в произведении. Учащиеся выполняют исследовательскую работу и творческие задания. Урок показывает художественный мир писателя и ценность его романа "Белая гвардия".


  • Мотивационные особенности обучения французскому языку как второму иностранному на базе интеграции с русским языком и литературой 2007

    Авторы: Глибина Татьяна Анатольевна, Кравцова Светлана Ивановна

    В работе рассматриваются задачи переводчика художественной литературы, специфика перевода стихотворных произведений, особенности языка и стиля поэзии А.С. Пушкина. Представлен перевод стихотворений А.С. Пушкина учащимися старших классов.

  • Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках концепции развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного процесса 2007

    Автор: Стенько Наталья Александровна

    Внеклассная работа по литературе и русскому языку – важное звено учебно-воспитательной работы в гимназии. Значительное место в общей системе внеклассной работы принадлежит деятельности Клуба любителей русской словесности. Она способствует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие творческих способностей учащихся, подготавливает их к самостоятельной научно-исследовательской работе. Как правило, итогом внеклассной работы является проведение в гимназии предметной недели. Тематика ее может быть самой разнообразной. В работе представлены план проведения Недели русского языка и литературы, вопросы для проведения Аукциона знаний по русскому языку, вопросы Аукциона знаний по литературе на тему "Любви все возрасты покорны" и творческий отчет руководителя МО в виде презентации в Power Point.

  • Анализ стихотворения Н. Гумилева "Жираф". Конспект открытого урока 2007

    Автор: Васина Ирина Николаевна

    Данный урок предлагается в системе уроков по поэзии Серебряного века, в которой творчеству непосредственно Н.С. Гумилева отводится три часа учебного времени.

  • Урок литературного чтения в 3-м классе по произведениям А.А. Вознесенского 2007

    Автор: Радкова Татьяна Викторовна

    Урок чтения в 3-м классе знакомит учащихся с творчеством Андрея Вознесенского, его биографией.

  • Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы 2007

    Автор: Мурзова Татьяна Васильевна

    Изучая литературу второй половины XX века, необходимо, на мой взгляд, внимательно рассмотреть и творчество Виктора Петровича Астафьева, писателя-правдолюба, который не боялся говорить с читателем "о нравственной порче нашей жизни". К сожалению, эта проблема остаётся проблемой и сегодня. Задача учителя-словесника – довести до современного молодого человека, вступающего в жизнь, мысль о необходимости воспитания добра в себе, доброго отношения к людям, ответственности за свои поступки.

  • Урок-мастерская для 11-го класса "История, которая "жжёт сердце" по рассказу В.П. Астафьева "Людочка" 2007

    Автор: Харина Марина Рафаиловна

    Мастерская даёт возможность для глубокой и плодотворной работы с текстом, позволяет включить учеников в творческий процесс, способствует совершению ими открытий, помогает ребятам познавать самих себя и определять своё место в мире. Эта форма занятия позволяет ребятам принять нравственные ценности, которые "пережиты" ими во время работы над текстом. Рассказ выбран не случайно: он оказывает сильное эмоциональное воздействие, наводит на размышления, воспитывает душу.

  • Развитие информационной компетентности учащихся на уроках информационной культуры 2007

    Автор: Попыванова Ольга Александровна

    Настало время, когда преподавание "информационной грамотности", обучение навыкам информационного поиска становится самостоятельным полноправным модулем курса "Основы проектной деятельности". И преподавать его должны именно библиотекари, как специалисты в области информационных ресурсов и средств массовой информации. Форма кружка по развитию информационной компетентности учащихся позволяет решить проблему недостатка времени на обучение и создать механизм комплексного развития информационной компетентности.


  • Тема урока: "И счастье я хочу постигнуть…" 2007

    Автор: Занько Лариса Владимировна

    Урок лингвостилистического анализа текста - средство изменения опыта человека и системы его ценностей. Сопоставительный межъязыковой лингвистический анализ художественных текстов производится путём измерения лексической близости текстов, анализа лексико-семантической структуры, сравнения интонационно-синтаксических особенностей, звукописи. Участники такого диалога создают собственные интерпретации. Воспитание языкового чутья и лингвистического кругозора, формирование коммуникативных умений учащихся, способность находить, понимать неповторимый смысл каждого конкретного слова в тексте, формирование навыков точного понимания чужой речи и точного выражения своих мыслей - вот позитивные стороны межъязыкового анализа.

  • Тема урока: "Роль культуры в годы Великой Отечественной войны" (двухчасовой урок по истории). 11-й класс 2007

    Автор: Гейнц Любовь Михайловна

    Данный урок развивает навыки работы с дополнительной литературой, учит делать сообщения, применять знания, полученные на одном уроке, на других уроках.