История и обществознание

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе 2006

    Автор: Доренская Юлия Викторовна

    Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду практической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся.

  • Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев" 2006

    Автор: Рощина Лилия Николаевна

    Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев.

  • Русская художественная культура первой половины XIX века 2006

    Автор: Штода Татьяна Ивановна

    Урок формирует у учащихся представление о русской художественной культуре первой половины XIX века, системе ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитывает гуманизм, патриотизм и уважение к традициям и культуре народов России и мира.

  • Программа элективного курса: "Введение в философию: специфика философского знания о человеке" 2006

    Автор: Штода Татьяна Ивановна

    В основу программы положены новые подходы к изучению гуманитарных наук в числе которых: развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных при изучении разных предметов, формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира. Курс рассчитан на учащихся 9-х классов.

  • Урок-аукцион для 10-го класса по теме: "Позднее средневековье. Европа и Россия на рубеже нового времени" 2006

    Автор: Сергеева Татьяна Николаевна

    Одной из основных проблем, стоящих перед учителями, является недостаток интереса учащихся к изучаемому. Чтобы повысить интерес учащихся к изучению истории, необходимо совершенствовать виды и формы учебной деятельности. Нетрадиционные уроки помогают избегать однообразия и обеспечивают интенсивную работу учащихся, снимают вопрос о дисциплине и позволяют разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся и, следовательно, эффективности урока.

  • Урок-размышление по теме: "Хочу спросить выдающуюся личность: Леонардо да Винчи XX века — ученый, мыслитель, человек — Б.В. Раушенбах" 2006

    Авторы: Алендеева Надежда Евгеньевна, Волосенцева Александра Савватьевна

    Предлагаемый урок построен на личностном осмыслении жизни и наследия Б.В. Раушенбаха, долгое время являвшегося "великим без фамилии". Обращение к жизни и наследию Раушенбаха позволяет осознать роль человека, гражданина, науки, религии, философии, искусства в жизни общества, формировать нравственные категории свободы, ответственности, добра, гуманизма, патриотизма, учит делать правильный моральный выбор. Данный материал можно использовать в курсе обществознания 9-го класса на уроках раздела "Сфера духовной культуры", в 11-м классе в разделе "Человек как творец и творение культуры", на уроках истории в 9-х и 11-х классах, посвященных развитию культуры современной России.

  • Урок истории по теме: "Иван IV и его деятельность в оценках и суждениях" 2006

    Автор: Мурзина Алла Альбертовна

    Урок показывает, что в исторической литературе существуют различные оценки личности первого русского царя (Ивана Грозного) и его деятельности.


  • Сценарий литературно-музыкальной композиции "Северный флот — не подведет…" 2006

    Автор: Корнаухова Светлана Борисовна

    В современной педагогике вопросы формирования патриотизма, гражданственности становятся все более актуальными. Важна организация конкретной предметной деятельности учащихся. В нашей гимназии накоплен достаточный опыт работы по патриотическому воспитанию.

  • Тема урока: "Духовная жизнь в СССР в 20-е годы". 9-й класс 2006

    Автор: Круглова Татьяна Николаевна

    Урок построен по технологии критического мышления и состоит из трёх этапов: вызова, осмысления и рефлексии учащихся. Данный урок даёт возможность для развития информационной культуры учащихся, умения структурировать материал. Урок способствует развитию творчества и самостоятельности в учебной деятельности девятиклассников.

  • Праздник народов Древнего Востока 2006

    Автор: Яворская Элла Анатольевна

    Необходимость активного включения игры в учебную деятельность пятиклассников неоспорима. Благодаря игре, дети быстрее и прочнее усваивают учебный материал, более комфортно чувствуют себя, эффективнее развиваются внутриколлективные отношения, менее формальными становятся отношения с учителями. Подготовка и проведение мероприятия предполагает широкую интеграцию основного и дополнительного образования. "Праздник народов Древнего Востока" обогащает ребенка новыми знаниями, укрепляет интерес к познавательной деятельности, развивает творческие способности.

  • Турнир эрудитов по теме: "Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945 гг." 2006

    Автор: Исаева Марина Вениаминовна

    Данная разработка, "Турник эрудитов", представляет собой один из вариантов проведения повторительно-обощающего урока по теме "Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945 гг." в курсе истории в ссузах СПО. Форма урока – турнир эрудитов способствует углублению и систематизации знаний студентов, формированию у них умений анализировать и обобщать пройденный материал. Урок носит соревновательный характер, что способствует развитию у студентов первого курса СПО интереса к истории своей страны, развитию у них творческой и познавательной активности, мобильности знаний и критичности мышления.

  • Роль музея краеведения в воспитании подрастающего поколения 2006

    Автор: Ткаченко Оксана Михайловна

    Необходимость сохранения традиций и памятников прошлого для воспитания подрастающего поколения в современном мире. Открытие музея дало более широкие возможности для решения задач воспитания, вовлекая учащихся школы в работу по сохранению и восстановлению истории своей малой Родины. При работе с документами, свидетельствами прошлого у учащихся формируются исторические образы, понимание, что оно оставляет тысячи "следов", с помощью которых можно определять причины общественных явлений, воспроизводить прошлое в его конкретности. Развитие навыков самостоятельной работы с историческим материалом, анализ, отбор и систематизация исторических фактов. Знакомство с историческим материалом о земляках вызывает у учащихся сопереживание, потребность к самопознанию, которое основывается на сравнении себя с другими людьми, и таким образом позволяет проводить выбор и оценку жизненных ориентиров. Понимание значимости исторического краеведения, оценка своего труда, выделение достоинств и недостатков, дальнейшей перспективы своей работы, создание мотивационной сферы для развития творческого потенциала учащихся, стимул для дальнейшего развития. Основной метод работы в музее – исследование, что делает работу с учащимися более эффективной.

  • Урок-конкурс "Путешествие в древнюю Мангазею" 2006

    Автор: Бабакова Любовь Михайловна

    Изучая историю, мы учимся любить свою Родину и беречь её природу. Не знать истории своего края нельзя, потому что недостаток знаний делает человека равнодушным, а равнодушие, как ржавчина, разъедает души людей. В нашем путешествии помогут нам слова из старинной летописи, которая находится в Тобольском музее: "Любить Отечество нам велит природа, Бог, а знать его – вот честь, достоинство и долг".

  • Смутное время — кризис русской государственности. Урок истории. 10-й класс 2006

    Автор: Мухаметова Ирина Ивановна

    Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке учащиеся получают информацию о Смуте из различных источников, корректируют поставленные цели обучения, делают пометки на полях, по мере чтения используют значки. Ребята обращают внимание на династический кризис, самозванцев, идет продвижение от старого к новому, исправляются ошибки. Происходит контакт с новой информацией, дополнительной литературой, составляется кластер по новому материалу в результате совместной работы.


  • Зачетное задание по теме: "Древняя Русь" 2006

    Автор: Смирнова Людмила Михайловна

    Предлагаемое зачетное задание проводится в 10-м классе и является завершающей формой работы в условиях применения лекционно-семинарской и зачетной системы, которая способствует формированию исследовательского подхода в процессе изучения иcтории и развитию творческих способностей у учащихся.

  • Интегрированный урок истории России и всеобщей истории в 9-м классе по теме: "От войны к миру" 2006

    Автор: Ноздрюхина Татьяна Валерьевна

    Интегрированный урок истории Отечества и всеобщей истории в 9-м классе "От войны к миру" является логическим продолжением интегрированного изучения истории XX века. Данный урок заставляет осмыслить проблему сепаратного соглашения с точки зрения морально-нравственного выбора власти, исторических последствий для государства, гражданских позиций русских людей.

  • Урок-Байга "От Чингисхана до Батыя" 2006

    Автор: Гальстер Татьяна Ивановна

    На уроке обобщения используются различные методы и приемы работы, что позволяет учащимся систематизировать знания при изучении темы "Казахстан под властью Монгольских завойвателей".

  • Урок истории в 6-м классе по теме: "Путешествие в средневековый город" 2006

    Автор: Гурова Наталья Александровна

    Данный урок изучается в разделе "Расцвет средневековья". Уроки этого раздела представляют собой цикловую структуру, определяющую единую цель: знакомство обучающихся с важнейшими позитивными переменами, происходившими в разных странах Европы.

  • Использование проектной методики в учебной и внеклассной работе по предмету 2006

    Автор: Лысянская Людмила Александровна

    В статье рассмотрены возможности использования проектной методики в учебной деятельности и внеклассной работе на примере подготовки проекта-презентации и создания сетевого проекта, что позволяет не только развивать творческо-поисковую активность школьников, закреплять навыки работы на компьютере, но и разнообразить формы и методы подачи материала, накапливать наглядность, экономить учебное время и т.д.

  • Интегрированный урок по литературе и истории на тему: "Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании". (По роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"). 8-й класс 2006

    Авторы: Тремасова Лариса Васильевна, Шехова Ольга Владимировна

    Урок знакомит учащихся с романом А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

  • Интегрированный урок по теме: "Река Медведица" 2006

    Автор: Иванова Ольга Сергеевна

    Данный урок построен на местном краеведческом материале. Учащиеся, используя информацию из различных областей знаний (география, история, химия), ищут ответ на вопрос " Что является сегодня главной проблемой реки Медведицы?" Учащиеся работают в группах, выступают с сообщениями, проводят лабораторный опыт по исследованию состава речной воды, оценивают экологическое состояние реки, выясняют, что является главной проблемой реки, высказывают предложения о путях ее спасения. Урок имеет большой воспитательный потенциал. Урок может быть проведен в 8–9-х классах.


  • Викторина по истории России с использованием компьютерной технологии на тему: "Ассамблея петровских времен" 2006

    Автор: Клементёнок Олег Викторович

    Урок-викторина по истории России с использованием компьютерной технологии.

  • Урок, разработанный по блочно-модульной технологии 2006

    Автор: Алексеева Светлана Николаевна

    Вашему вниманию предлагается урок "Внутренняя политика и экономическое положение империи в период царствования Николая I" из раздела "Россия в период царствования Николая I" авторской программы. Данная программа предусматривает блочно-модульную подачу материала, снабжена авторскими учебно-методическими комплектами и хрестоматией.

  • Модули на печатной основе на уроках истории 2006

    Автор: Лукьянова Наталья Владиленовна

    Модули на печатной основе на уроках истории. Основная цель модуля – развитие навыков самостоятельной работы учащихся, умения работы с информацией. Представленные модули показывают пример работы с учебной книгой, помогая овладеть навыками хронологической, словарной работы, работы с картой. Учат анализировать исторический документ, систематизировать изучаемый материал в таблицу, тезисный конспект. Способствуют развитию аналитических умений, таких как обобщение, анализ, сравнительный анализ. Модуль выступает как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпам учебно-познавательной деятельности учащихся.

  • Урок-экскурсия по теме: "Страницы истории моего города" (из опыта работы СПОШ № 1 г. Зея) 2006

    Автор: Пчелинцева Марина Геннадьевна

    Каждому из нас для понимания своего места в жизни важно знать прошлое всего человечества, страны, региона, населенного пункта и своей семьи. Урок-экскурсия "Страницы истории моего города" один из опыта организации работы по воспитанию гражданственности и патриотизма средствами краеведения.

  • Урок в 6-м классе по теме: "Начало книгопечатания" 2006

    Автор: Бондарь Екатерина Вячеславовна

    Изучение теории доходит до сознания учащихся только с применением наглядности. Фильм как никакое иное средство, позволяет учителю с наибольшей эффективностью, доходчиво раскрыть перед учащимися сущность изучаемого процесса. Особенность учебного фильма в том, что он вызывает чувство личной сопричастности к изучаемому явлению, преподносит учебный материал ярко и образно, вызывает интерес и эмоциональное переживание. Фильм воссоздает в динамике исторические процессы и события, исторические образы и исторические эпохи.

  • Тема урока по истории России: "Раздробленность русских земель" 2006

    Автор: Малюгина Елена Викторовна

    Методическая цель урока - показать использование логических опорных конспектов на уроке истории, направленную на активизацию самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории. Для успешной работы особо значимо эмоционально-психологическое состояние ребенка. В данной методике урока стимулируется спокойная уверенность в своих успехах, у ученика отсутствует страх за провал. Он идет от малых побед к большим, от успеха к успеху. Уверенность порождает свободу мысли.

  • Социализация учащихся на основе развития творческого потенциала личности в процессе обучения истории и обществознанию 2006

    Автор: Корнилова Людмила Владимировна

    Индивидуальность человека максимально реализуется лишь в тех культурных формах, которые в наибольшей степени соответствуют изначальной потенциальности, предзаданности его развития. Поэтому так необходимо раскрыть духовные силы, зреющие в ребенке, создать благоприятные, природосообразные условия для их созревания и развития, а не насильственно форсировать эти процессы. Большую роль здесь играют мотивы, особенно внутренние. В статье предлагаются и обосновываются основные формы работы по социализации личности на уроках истории и обществознания.


  • Роль противоречий и конфликтов в процессе исторического развития общества 2006

    Автор: Кошкин Владимир Николаевич

    Урок истории в 10-м классе, в ходе которого выясняется взаимосвязь между противоречиями и конфликтами, возникающими в процессе исторического развития общества и самим процессом этого развития.

  • Проверочные работы по истории. 3-й класс 2006

    Автор: Демчук Ольга Васильевна

    Тесты являются очень удобной формой проверки знаний, позволяющей объективно оценить знания учащихся. Здесь важно именно знание, а не грамотность письма или эмоциональность рассказа. Кроме того, варианты ответов помогут ребятам вспомнить изученный материал и найти правильный ответ. Поэтому даже учащиеся с трудностями в обучении русскому языку или чтению имеют возможность раскрыть свой потенциал по данному предмету.