Наталья Юрьевна Должикова

Место работы:
МОУ "Лицей №5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда", Волгоград
Должность:
учитель математики

Темы Открытых уроков автора

  • Формирование умений проведения доказательства на примере темы курса алгебры 9-го класса «Целое уравнение и его корни» 2016

    Цели урока: ученики определяют степень многочлена; находят целочисленные корни; доказывают, что уравнение не имеет рациональных корней, решают уравнения с параметрами; решают нестандартные уравнения; ученики учатся рассуждать, обосновывать и доказывать; овладевать компонентами, приёмами и методами доказательства; проводить доказательство строго с опорой на определения и теоремы.

  • Внеклассное мероприятие "Арифметические забавы" 2013

    Цели подготовки: привнести в предмет занимательность и поднять интерес; убедить, что овладеть приемами быстрого счета может каждый, что они развивают память и мышление.

  • Свойства пирамиды с равными боковыми ребрами 2012

    Изучение темы дано сразу после введения определения пирамиды и ее элементов. Доказываются свойства пирамиды с равными боковыми ребрами, выработан алгоритм решения двух шаговых задач. Использован метод «ключевая задача». В презентации даны стереометрические чертежи, со ссылкой на которые доказываются свойства. На других чертежах показано применение алгоритма к решению задач.

  • Поддержка профессионального выбора учащихся 2010

    Исходя из описанных научных оснований, нами сформированы содержательные блоки, которые отражают гендерную специфику профессионального выбора. В активном диалогичном режиме эта информация обсуждается с ребятами, благодаря чему формируются представления, учитывающие разницу полов в выборе профессии. Предложен вариант проведения классного часа о профессии парикмахера по теме "Давно ли ты был у парикмахера?" с гендерным контекстом содержания. Обсуждаются требования к соискателям профессии, "преимущества" профессии, проводится самодиагностика соответствия своих возможностей заявляемым требованиям.

  • "Математическая смесь" 2010

    На уроке учащиеся учаться воспринимать мир не как источник проблем, а как источник возможностей, воспитывают вкус к занятиям математикой, исследованиям проблем; формируют осознание того, что за каждым открытием стоит титанический труд, нелёгкая человеческая судьба.

  • Урок-беседа "Для чего мы изучаем математику?" 2010

    На уроке рассматриваются следующие вопросы: информация о российских математиках, получивших азиатскую "Нобелевскую премию"; что думают сами математики о необходимости ее изучения; о законах мироздания. Приведены убедительные аргументы ведущих ученых о пользе фундаментальных знаний по математике.

  • Лабораторно-практическое занятие с элементами исследования по темам "Прямая Эйлера" и "Окружность Эйлера" 2009

    Предполагалось реализовать одну из функций лабораторно-практической работы: развитие наблюдательности, умения выдвигать и проверять гипотезы, опровергать ошибочные обобщения и суждения по аналогии, развитие других познавательных способностей учащихся и активизация их учебной деятельности исследовательского характера. В результате проведения работы подвести к открытию нового математического факта.


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • Моделирование образа человека, способного решать задачи современности

    Предложен способ пропаганды фундаментальной науки, поднятия престижа, общественного авторитета профессий, обеспечивающих технический прогресс. Показана значимость науки для блага государства. Сделана попытка ответить на вопрос: как поддержать "инновационный мир"? Обращение к образцу (в данном случае к жизни и деятельности отечественного математика Л.Эйлера) — это традиционное для русского менталитета средство гражданского воспитания.

  • Воспитание гражданина на лучших образцах соотечественников

    Обратившись к фактам биографии, научным достижениям и личностным качествам выдающегося математика, теоретика отечественной космонавтики М.В. Келдыша, мы предприняли попытку моделирования образа современного молодого человека, соответствующего требованиям новой эпохи, способного выполнить актуальные для страны задачи. Работа имеет практическую значимость в плане воспитания творческой личности, которая проявляет следующие качества: высокий интеллект, способность генерации идей, системность видения.

  • Воспитание гражданина на лучших образцах соотечественников (на примере П.Л. Чебышева)

    По фактам биографии, научным достижениям и личностным качествам выдающегося отечественного математика П.Л. Чебышева предпринята попытка моделирования образа современного молодого человека, соответствующего требованиям новой эпохи, способного выполнить актуальные для страны задачи. Работа имеет практическую значимость в плане воспитания творческой личности, которая проявляет следующие качества: высокий интеллект, способность генерации идей, системность видения.

  • Воспитание ценностных ориентаций у старшеклассников (на примере отечественного математика О.Ю. Шмидта)

    Несмотря на библейскую заповедь "не сотвори себе кумира", мы понимаем, что ни один здоровый социум не может обойтись без образцов для подражания. Процесс выбора обществом своих кумиров очень сложен, но он должен быть регулируемым и управляемым. В истории XX века прописано имя советского ученого О.Ю. Шмидта. В нашей работе смоделирован образ человека, способного решать задачи современности на примере жизни и деятельности математика Шмидта.

  • Площадь ортогональной проекции многоугольника

    В работе представлен теоретический материал и решения 11 стереометрических задач (чертеж, условие, решение). Подготовлена презентация. Материал может быть использован как дидактическая помощь учителю и как "домашний репетитор" для ученика 10-11-х классов.

  • Правильная четырехугольная пирамида

    Проект направлен на исследование зависимостей между элементами правильной четырехугольной пирамиды. Предложено решение 16 задач в общем виде на нахождение расстояния между точками, на нахождение углов между прямой и плоскостью, на нахождение двугранных углов между плоскостями. Мы предприняли попытку систематизировать и классифицировать задачи по теме "Правильная четырехугольная пирамида".