Ольга Иосифовна Насонова

Место работы:
ГБОУ "Гимназия №1541"
Должность:
учитель риторики, учитель ОРКСЭ, педагог-организатор, педагог-психолог

Темы Открытых уроков автора

  • Формирование орфографической зоркости и читательской грамотности на предновогоднем занятии кружка «Грамотный читатель». 3-й класс 2016

    Автор статьи делится опытом проведения тематического занятия кружка «Грамотный читатель». Приводится подробная работа с объяснительным диктантом «Лебеди», а также с малоизвестной новогодней сказкой «Путешествие с Дедом Морозом». По мнению автора, предложенная работа, способствует формированию у детей самостоятельности, познавательного интереса, связной речи, коммуникативных навыков и творческих способностей и в целом отвечает требованиям ФГОС (в плане формирования УУД).

  • Взгляд учителя и психолога на диагностику УУД у четвероклассников 2014
    соавтор: Поликарова Елена Анатольевна

    В статье сообщается о выявленном экспериментальным способом соответствии результатов изучения некоторых УУД: а) по наблюдениям учителя; б) итоговым контрольным работам, присылаемым в школы в конце учебного года из МРКО; в) методике ГИТ (групповой интеллектуальный тест). Авторы делятся своими размышлениями о главной роли наблюдений учителя в комплексе диагностических инструментов для изучения метапредметных результатов обучения в начальной школе.

  • Урок ОРКСЭ (модуль ОМРК). Тема: "Православная молитва. Храмы и монастыри" 2014

    В статье анализируется роль презентаций в преподавании нового предмета ОРКСЭ. Автор рассказывает о эмоционального эстетическом восприятии презентации учащимися: о значении таких важных составляющих, как цвет изображения и текста, фон слайдов, их переходы, анимация отдельных элементов видеоряда и звуковое сопровождение. Урок сопровождается презентацией.

  • Развитие латерального мышления на факультативном занятии по теме "Черная шляпа – критическое мышление". 3-й класс 2013

    Занятие факультативного курса «Шесть шляп мышления» повышает эффективность мышления, так называемое «латеральное мышление» (Э. де Боно). Дети знакомятся с понятием «критическое мышление»; обучаются алгоритму его работы, мотивируются на позитивное мышление, критики, формируют различные виды УУД.

  • Лингвистический компонент уроков математики в начальной школе 2012
    соавтор: Савельева Валентина Дмитриевна

    В работе описывается опыт по введению лингвистического компонента в уроки математики, что способствует развитию языковой, лингвистической и коммуникативной компетентностей учащихся и повышению познавательной мотивации учащихся. Освещены приемы работы по уточнению грамматических представлений детей, по углублению понимания смысла математических терминов. Приводятся примеры использования на уроках приема мнемотехники, а также словесных игр.

  • Формирование УУД на уроках развития речи в 4-м классе по теме "Рассуждение" с использованием групповой работы 2012

    В статье описывается опыт работы в начальной школе с текстом-рассуждением, как в плане обучения его пониманию, так и в плане формирования алгоритма грамотного создания собственного рассуждения. Приведен конспект урока развития речи в 4-м классе (с использованием групповой формы работы) по восстановлению деформированного доказательства с созданием собственных тезиса и вывода. Автор считает, что подобная форма организации урока в большой степени также формирует и все виды УУД.

  • Занимательная этимология на уроках развития речи в начальной школе 2011

    В статье рассказывается о таком виде развития речи младших школьников на уроках русского языка, как работа с этимологическими сведениями; о том, как формируются представления о разнице между научной и «народной» этимологией. Описывается конкретная работа по написанию учащимися сочинения-сказки, написанной в жанре «народной этимологии». Статья сопровождается примерами сочинений учеников 3–4-х классов.

  • Работа со сравнениями на уроках развития речи в 4-м классе 2010

    В статье описана система работы со сравнениями на уроках развития речи в 4-м классе: учащиеся изучают особенности художественного описания; они более глубоко, чем это предусмотрено в традиционных программах, знакомятся с таким литературным приемом, как сравнение (и метафора), учатся использовать cравнения в своих текстах-описаниях; дети также достаточно часто редактируют как собственные, так и чужие тексты.

  • Сочинение стихов по подстрочному переводу в 4-м классе (на примере шуточного стихотворения "Доротея") 2009

    На уроке русского языка была предпринята попытка обучения учащихся элементам поэтического перевода с подстрочника, а точнее, превращению прозы, написанной на русском языке, в поэтическую форму (на материале шуточного стихотворения "Доротея", написанного в оригинале на французском языке). Цель работы: показать детям на новых для них, необычных примерах, как богат родной язык, какие он таит в себе безграничные возможности, и заинтересовать их таким сложным делом, как стихосложение. В статье приведены примеры получившихся у учащихся отдельных строф и стихотворений.

  • Лингвистический турнир в 4-м классе 2008

    В статье дано описание лингвистического турнира для учащихся 4-х классов. Он вызывает неизменный интерес у детей и дает им импульс к дальнейшей трудной работе по освоению языка. Задания мы составляли, исходя из знаний четвероклассников по основным разделам русского языка. Акцент был сделан на таких разделах, как морфология, лексика, этимология, фразеология. В материал для проведения турнира были также включены интересные сведения об истории языка, о мастерах родного слова.

  • Урок развития речи в начальной школе и воспитание истинного патриотизма 2008

    В статье рассказывается об экспериментальном введении урока развития речи в 1–4-х классах начальной школы и дается пример такого урока во 2-м классе по теме "Синонимы: Родина, Отечество, Отчизна". Также приводятся доводы автора в пользу воспитания у учащихся любви к Родине не формальным введением специального урока патриотизма, а на любом уроке, дающем такую возможность, – главное, чтобы материал урока был тесно связан с интересами детей и вызывал их живой отклик; приводятся и сочинения учащихся.

  • Анализ результатов экспериментальной работы: параметры оценивания творческих литературных работ учащихся 2007

    В ходе изучения результатов экспериментальной работы школы (по теме "Язык как ключ к пониманию культуры") проведено исследование творческих работ учащихся 4-х классов (сочинение сказки по данному началу), для чего использовались элементы литературоведческого анализа: а) характеристика героев (наличие активных второстепенных героев, количество черт характера героев, количество указаний на их переживания); б) применение различных литературных приемов для усиления выразительности текста.

  • Межпредметный (логика + русский язык) факультативный курс "Понятие и его определение" в 4-х классах начальной школы 2007

    Многие изучаемые в начальной школе понятия проходят лишь первую стадию формирования: накопление наблюдений, выделение некоторых существенных признаков и их первичное обобщение. Дети не учатся самостоятельно формулировать определения. Здесь представлена программа и конспекты двух (из 10) уроков факультативного авторского курса "Понятие и его определение", знакомящего учащихся 4-го класса с некоторыми элементами логики: понятие, его объем и содержание, отношения между понятиями, род, вид, правила формулировки родовидового определения понятия.

  • Структурно-семантический анализ однокоренных слов (из опыта работы по формированию представления о корне как о значимой части слова) 2007
    соавтор: Миронова Евгения Константиновна

    Работа по изучению морфемного состава слова начинается с корня, который является наиболее зримой и понятной детям частью слова. Важно, чтобы учащиеся поняли, что именно в корне спрятано основное значение слова. Здесь описаны некоторые приемы и система заданий, позволяющие привлечь внимание учеников 2–4-х классов к значению корня и осознать структурно-семантическую связь однокоренных слов, расширить и углубить словарный запас детей, развить их орфографическую зоркость.


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • "Заячьи и лисьи следы" в языковом поле

    Учащимися начальной школы предпринята попытка комплексного исследования значений слов "заяц" и "лиса" в русском языке. Оно выполнено на стыке разных наук: фразеологии и литературоведения, лексикологии и морфемики, этимологии и даже зоологии. В ходе исследования возникло много вопросов, на которые ребята не смогли дать точных ответов, но высказали ряд гипотез.

  • Лингвистические особенности текстов рекламных слоганов

    В работе авторами была предпринята попытка лингвистического исследования текстов более ста рекламных слоганов; представлены результаты и сделаны выводы о наиболее употребляемых приемах при составлении таких текстов.

  • Изучение лексических полей, давших основы современным русским фамилиям

    В работе приведена собственная классификация автора, рассматривающая происхождение современных русских фамилий (на материале 136 фамилий). Сделаны выводы о том, какие из лексических групп, давших основы фамилиям, насчитывают большее количество фамилий, определены наиболее распространенные фамилии и группы фамилий одного корня, а также соотношение стандартных и нестандартных фамилий (в данной выборке).

  • Д'Артаньян и кардинал Ришелье в романе А.Дюма "Три мушкетёра": исследование характеров героев

    В работе прослежена история создания образа Д'Артаньяна в романе А.Дюма "Три мушкетёра", проанализирован характер героя (с указанием цитат из романа); с помощью элементов лингвистического анализа выявлено, какими языковыми средствами пользовался автор при характеристике этого персонажа. Также сделана попытка сопоставить черты характера и факты биографии кардинала Ришелье — героя романа А.Дюма и настоящего исторического лица; высказана гипотеза о причинах такого расхождения.

  • Секреты названий московских улиц

    В работе описываются особенности образования названий некоторых московских улиц начиная с XV века. Обобщая данные литературных источников, автор предлагает свою классификацию происхождения названий многих современных московских улиц: по направлениям к определенному пункту, по природным особенностям местности, по названиям церквей и ремесленных слобод. Эта классификация охватывает улицы, образовавшиеся до Октябрьской революции и названные в соответствии с принципами старой московской топонимики.

  • Школы и "школьные слова"

    В работе рассказывается об организации обучения в школах разных стран, в том числе об обучении в старину. Рассматривается вопрос о функции и формах отметки. Собран материал для словаря по этимологии "школьных слов". Составлен собственный весёлый толковый словарь "школьных слов", снабжённый юмористическим толкованием и стихами.

  • Маленькое этимологическое путешествие по улицам Лондона

    В работе рассказывается о происхождении более 30 современных английских слов лексического поля "город", о некоторых обычаях Великобритании, связанных с этими словами; проводится сравнение их с соответствующими русскими словами. Также рассматривается соотношение исконных и заимствованных английским языком иноязычных слов. Автор высказывает свою точку зрения на причины заимствования некоторых "городских" английских слов русским языком и отсутствия обратного перехода русских слов в английский язык.

  • Лингвистическое путешествие по городу с этимологическим словарем

    В работе рассматривается происхождение слов лексической группы «город»; выясняется, каких слов в данной группе больше: исконных или заимствованных; рассматривается вопрос о соотношении «старых» (до XX века) и «молодых» (XX век) слов; делается вывод о постоянном пополнении русского языка иноязычными словами. Кроме того, приводятся примеры удачного и неудачного заимствования русским языком иностранных «городских» слов.

  • Сравнения и метафоры в детских стихах о тумане

    В статье проводится анализ частоты использования поэтами сравнения и метафоры в детских стихах о тумане, выявляются распространенные и оригинальные случаи их употребления на материале 19 стихотворений. Также исследуются основные признаки, по которым туман сравнивается с различными предметами. Автор предлагает и свое стихотворение про туман с использованием собственной метафоры.

  • Сравнение переводов детских стихотворений. Собственный поэтический перевод с английского и французского языков

    Авторы провели исследование и сравнение различных переводов одного и того же стихотворения (на примере стихов Р.Л. Стивенсона на английском и Р.Десноса на французском языке). Используя полученные в ходе работы знания об особенностях поэтического перевода, авторы создали и свои варианты переводов английского и французского стихотворений, сделанные по собственным подстрочникам.

  • Происхождение прозвищ штатов Северной Америки

    В работе рассматривается происхождение прозвищ штатов США. Автор делится своими наблюдениями о том, что эти прозвища, как правило, придумывает и сохраняет в своей памяти народ. Автор также делает вывод о наиболее распространенных источниках прозвищ.

  • Псевдонимы: их виды и причины использования писателями

    В данной работе рассматриваются причины использования писателями псевдонимов, а также различные их виды, к которым приводятся примеры. Работа написана в необычной манере (от имени Алисы — героини знаменитых повестей Льюиса Кэрролла) и проиллюстрирована собственными рисунками автора проекта.

  • Какие животные помогали бойцам нашей армии в Великую Отечественную войну и почему они могли это сделать?

    В статье рассказывается о помощи животных (голубей, собак, лошадей, верблюдов, ослов, лосей и северных оленей) нашим солдатам в Великой Отечественной войне. Авторы статьи, изучив и обобщив материалы о биологических особенностях этих животных (анатомия, физиология, интеллект), делают вывод о том, почему именно собака, имеющая целых семь «военных специальностей», стала главным и самым верным помощником человека на войне.

  • Сравнение текстов притчи Иисуса Христа «О блудном сыне» по Евангелию (Лука 15,11-3), Библии для детей (протоиерей А.Соколов) и мультфильму "Библейские притчи" (ЦНФ-Анима, 2009)

    Автор, анализируя текст притчи «О блудном сыне» по трем источникам, делает вывод: имея близкий сюжет, тексты отличаются друг от друга по своему языку и содержанию. Основная причина отличий, скорее всего, состоит в том, что текст притчи во взрослой Библии был написан для взрослых людей. Оба детских варианта притчи должны быть понятны детям, поэтому они более длинные (за счет объяснений) и содержат меньше непонятных слов. Различия в содержании текстов могут быть связаны и со временем их создания.