Наталья Николаевна Никитина

Темы Открытых уроков автора

  • Исследовательская деятельность учащихся как процесс развития и формирования творческой инициативы 2012

    Педагогическая деятельность автора статьи направлена на создание условий для развития творческой инициативы школьников. Особую роль автор отводит исследовательской деятельности школьников. Чтобы они ощущали себя личностью, старается обеспечить им высокую степень самостоятельности: привлекает их к планированию процесса, выбору методов деятельности. Руководит исследовательской работой, ориентирует учащихся на достижение конечных результатов.

  • Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс 2010

    В статье представлен алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе. Даны советы и шаблоны по написанию сочинения-рассуждения, описано, чего не должно быть в сочинении.

  • Урок русского языка в 11-м классе по теме: "Морфология и культура речи" 2010

    Урок рекомендован как один из этапов подготовки к ЕГЭ. Урок насыщен дидактическим материалом, позволяет повторить морфологические и грамматические нормы.

  • Урок-размышление по рассказу В.Солоухина "Мститель" 2009

    На уроке литературы в 6-м классе используются формы и приемы технологии развития критического мышления. Данный урок создает учащимся условия для формирования умений высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, способствует гуманному и позитивному отношению к жизни.

  • Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку 2008

    В статье рассматривается формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку. На современном этапе это одна из главных задач образовательного процесса, так как дает возможность учащимся повысить уровень учебных достижений и помогает учащимся преодолеть дефицит общения в обществе. Чтобы формирование данной компетенции было более успешным, необходимо на уроках создать оптимальные условия для продвижения ученика и содержание учебного материала сделать источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

  • Урок развития речи. Работа с текстом. 9-й класс 2007

    Данный материал представляет собой содержание урока по теме "Урок развития речи. Работа с текстом. Подготовка к экзаменам. 9-й класс". Урок построен с использованием технологии развития "критического мышления": стадии вызова, осмысления, выбора и рефлексии. Данная методика способствует развитию самоанализа, помогает ученикам выбрать наилучший путь достижения цели, действуя эффективно в любой ситуации.

  • Урок-встреча по рассказу К. Паустовского "Снег" 2005

    Предлагаемый урок формирует навыки работы в группах, развивает рефлексию учебной деятельности и креативные способности учащихся, способствует формированию творчески мыслящей личности и вызывает интерес к изучаемому предмету.

  • Формирование и развитие творчески мыслящей личности на уроках литературы 2004

    В основу своей работы ставлю формирование и развитие личности, самостоятельной, творчески мыслящей. Предлагаю урок-размышление в 9-м классе по рассказу И.Бунина "Темные аллеи". На подобных уроках происходит активизация работы учащихся, каждый ученик становится участником творческого процесса, соавтором результата работы, развиваются рефлексия и креативность, а это есть главный результат работы педагога.


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • Лингвистический анализ былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник"

    В работе рассматриваются сюжет и композиция былины, отмечаются богатство, выразительность языка и художественные средства, которые направлены на то, чтобы наиболее ярко запечатлеть героев былины (И.Муромца, Соловья-Разбойника, князя Владимира) и донести идею былины — необходимость внутреннего объединения страны и защита государства от внешних врагов. Приводятся примеры тропов. Рассматриваются лексика и синтаксис. Все рассмотренные особенности былины доказывают, что жизнь народа — это основа, на которой они создавались. Нам нужно это знать. Это наша история.

  • Ошибочность встречи в рассказе "Встреча" Л.Бородина

    Л.Бородин — лауреат нескольких международных премий, за свои убеждения дважды отсидевший в лагерях. Меня заинтересовала биография писателя и его творчество. Особенно поразил меня рассказ "Встреча". Л.Бородин поднимает в нем проблему человеческих отношений. В своем докладе я рассматриваю странность встречи героев: как могло случиться, что Самарин обознался, приняв Козлова за другого? Рассказ охватывает нравственные проблемы. Он заставляет нас задуматься о смысле жизни, о вечных человеческих ценностях. Вот что главное в творчестве писателя.

  • Нравственно-эстетическая позиция в рассказах В.Шукшина

    Тема работы — изучение творчества В.Шукшина. Задача актуальная и сложная. На примерах отдельных рассказов автор показывает размышления В.Шукшина над жизнью народа, смелое и глубокое постижение ее реальных противоречий, раскрывает нравственно-эстетическую позицию писателя.

  • Философия любви в повести А.Платонова "Река Потудань"

    В работе рассматривается философия любви в повести А.Платонова "Река Потудань". Анализируя данное произведение, автор приходит к мысли, что любовь — это понимание друг друга, сопереживание и забота друг о друге.

  • Тайны любви в рассказе И.А. Бунина "Кавказ"

    И.А. Бунин — великий мастер слова. Ключевая тема его творчества — любовь. Именно этой теме посвящен рассказ "Кавказ", образно-тематический анализ которого представляет данная работа. Ученица приходит к выводу, что любовь как зарница освещает жизнь и остается лучшим воспоминанием молодости.

  • "И творчество, и чудотворчество" (анализ стихотворения "Август" Б.Пастернака)

    В своей работе я рассматриваю и анализирую стихотворение Б.Пастернака "Август". Творчество. Это серьезное слово, оно происходит от того же корня, что и Творец, и уже по этой причине обращаться с ним нужно почтительно, а главное — осторожно. Слово "чудотворство" – такого же высокого строя, что и творчество. Два слова. Одно мы говорим часто, другое редко. В стихотворении "Август" интересно их сочетание. Какая-то тайна звучит в этих словах! Попытаемся поразмышлять, как Б.Пастернак в стихотворении использует их сочетание.

  • Человек в тоталитарном государстве в романе Е.Замятина "Мы"

    В центре литературной вселенной как объект наблюдения писателя традиционно стоял человек, но всегда ли так было в XX в.? Автор заинтересовалась темой существования личности в условиях тоталитарного государства. Как может личность выдержать пресс общественного давления? Приспособится она или сломается и погибнет под безжалостной рукой правителя? Наиболее ярко, на взгляд ученицы, эту тему раскрывает Е.И. Замятин в романе-антиутопии "Мы".

  • Медный всадник — кумир на бронзовом коне

    В своей работе я рассматриваю поэму А. С. Пушкина "Медный всадник". После прочтения поэмы мне стало интересно, почему А. С. Пушкин назвал бронзовый памятник Петру медным. Поэтому в своей работе я рассматриваю значение и употребление слов "медный" и "бронзовый".

  • Компьютерный жаргон

    В связи с компьютеризацией современного общества в русском языке появилось много англоязычных терминов и аббревиатур. Одновременно с формированием профессионального языка программистов начал формироваться жаргон знатоков вычислительной техники и просто людей, увлекающихся компьютером. В работе рассматриваются причины, способы образования компьютерного жаргона, его тематические группы и устанавливается целесообразность использования компьютерного жаргона в речи.

  • Молодежный сленг

    Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен. Он бытует среди отдельных групп учащейся молодежи. В работе исследуется молодежный сленг и его место в современной молодежной культуре, рассматриваются причины возникновения и группы сленга по способу образования.

  • Человек — творец своего счастья ( по феерии А.С. Грина "Алые паруса")

    В работе рассматривается проблема счастья в феерии А.С.Грина"Алые паруса" и устанавливается, действительно ли человек является творцом своего счастья. Проводится анализ образов главных героев произведения Ассоль и Грэя. Делается вывод о том, что человек самостоятельно формирует свои цели и достигает желаемого результата и счастья.

  • Философия вселенского счастья в романе А.П. Платонова "Счастливая Москва"

    В своей работе я рассматриваю идею вселенского счастья на примере романа А.П. Платонова "Счастливая Москва". Также я поставила себе цель выяснить, может ли возвышенная идея заменить реальную жизнь человека. Ответ — не может. Я сделала этот вывод, исходя из печального опыта главной героини романа. По мне, так лучше соединить общественное счастье воедино. А как думаете вы?

  • О смысле человеческой жизни

    Работа посвящена повести Владимира Николаевича Крупина «Живая вода».

  • Жанровые модификации в творчестве В.Н. Крупина

    Изучая творчество писателей ХХ века, не всегда можно точно определить, к какому именно жанру относится то или иное произведение. Это говорит о том, что для живого, красочного описания какого-либо события, явления автору приходится отойти от устоявшихся жанров, т. е. использовать жанровые модификации. В данной работе рассматривается использование жанровых модификаций (народного фольклора, сочетание лирических и эпических начал) в творчестве В.Н. Крупина.

  • Презентация творчества В.В. Набокова

    «Я американский писатель, рождённый в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. …Моя голова разговаривает по-английски, моё сердце — по-русски, и моё ухо — по-французски,» — писал о себе В.В. Набоков. В презентации рассматривается творческий путь писателя. Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в 11-м классе.

  • Нравственная проблематика рассказа «Лазоревая Бабка» А.И. Щербакова

    В работе предпринята попытка выявления нравственной проблематики рассказа, для чего были рассмотрены его художественные особенности. Своеобразная манера, основанная на колоритных зарисовках художественных деталей (смысл ключевых слов, пейзаж, интерьер, речь героев), ярких жизненных ситуаций и на использовании в качестве обобщения ретроспекции сформирована у А.И. Щербакова на стремлении к нравственным идеалам, что всегда актуально.

  • Псевдонимы

    В работе изучены причины появления, происхождения псевдонимов, их виды; предпринята попытка классификации псевдонимов по видам и проведен социологический опрос по данной теме. Псевдонимы являются богатым источником для выявления фактов, имеющих общественную значимость, демонстрирующих неразрывную связь языка и общества. Семантика псевдонимов имеет сложную иерархическую структуру и видовое многообразие. Прочитав данное исследование, вы можете узнать много интересного о псевдонимах.